• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Обучение татарскому по Скайпу

    Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Сара Садыйкова

    А.Айдарская

    О Саре Садыковой

    Имя Сары Садыковой известно всему нашему народу, и память о ней хранится в сердцах и душах людей. Ее 65-летний творческий путь - это и путь, пройденный ее народом. Песенное творчество композитора, уходящее корнями в фольклор, отличается проникновенностью и народностью. Много музыки Сара Садыкова писала и к драматическим спектаклям, музыкальным комедиям. Она является продолжателем музыкальных традиций Салиха Сайдашева и основоположником стиля танго, фокстрота в песенной истории татарской музыки. Первое ее танго "Жду тебя" на стихи А.Ерикеева было написано в 1942 году и имело огромный успех и распространение. Песни ее богаты по тематике. Здесь и популярные: протяжные, лирические, шуточные, героико-патриотические, песни о любви, дружбе, веселые вальсы, марши, танцевальные ритмы и т.д.

    Друзья, почитатели и поклонники таланта Сары Садыковой разбросаны по всей России и ближнему зарубежью. Ее дружба с русским народом носила родственный характер. Среди близких и дальних родственников ее много русских. Национализм и шовинизм были всегда глубоко чужды ей по духу. Такие ее песни, как "Моя Россия", "У нас, Россия, общая судьба", "Гузэль Москва (к 800-летию), "Не русский я, но россиянин", "Юрий Гагарин", "Девятай" (Герою Советского Союза) и многие другие говорят об этом. Она была интернационалистом по сути, и истинным патриотом своей республики. Без волнения нельзя слушать ее прекрасный гимн "Татарстан - моя республика" на стихи Н.Даули.

    В течение всей своей жизни Саре Садыковой приходилось быть наставницей способной и талантливой молодежи в самом высоком и прекрасном значении этого слова. Вся ее большая просветительская и общественная деятельность на поприще татарского музыкального искусства была направлена именно на его развитие, старалась учить молодых трудолюбию, целеустремленности, находить верную, свою дорогу в жизни.

    Еще будучи молодой, она не упускала возможности помочь одаренным людям. Как-то ее внимание привлек красивый голос... (это было на гастролях Московского Татарского театра, где она работала под руководством Газиза Айдарского), и молодой рабочий паренек с подмосковного завода вскоре был принят в труппу театра. Так ступил на стезю искусства известный наш оперный певец (в дальнейшем) "татарский Лемешев", как его называли, народный артист РСФСР Фахри Насретдинов.

    В другой поездке, Сара Садыкова, по ее выражению, "выкопала удивительно мощный и сочный бас". Так получил "добро" в большое искусство (в дальнейшем) знаменитый "башкирский Шаляпин", нар.арт. РСФСР Габдрахман Хабибуллин. Журнал "Музыкальная жизнь" в 1973 году писал: "Встреча с известной татарской певицей Сарой Садыковой определила судьбу Хабибуллина: по ее рекомендации молодого певца-любителя пригласили в Центральный татарский драматический театр в Москве". Всюду мои родители старались отыскать народные дарования.

    Сару Садыкову - первую из татарских девушек - в 1922 году направляют на учебу в Московскую консерваторию. Классик татарской литературы, ученый, просветитель и общественный деятель Галимзян Ибрагимов, увидев ее в благотворительном спектакле "Буз егет", показанном студентами педагогического техникума, где она училась, в пользу голодающих, в своей статье "Перед великими надеждами" в газете "Известия Татарстана" от 21 марта 1922 года похвалил ее игру, сказав, что она "своей игрой и пением пробудила у народа глубокую надежду..."

    В 1928 году Сара Садыкова окончила Московскую консерваторию по классу сольного пения. А в 1934 году, уже повторно, вместе с другими молодыми певцами, музыкантами, композиторами Татарстана, она оказывается в классах консерватории уже как студентка Татарской Оперной Студии при ней. К этому времени она была уже известной певицей. Не было уголка в стране, где бы она не выступала, поэтому ее имя было популярно у татарского населения всего бывшего Союза. Да, она была надеждой татарского народа. Газиз Айдарский называл ее "жемчужиной" в татарском искусстве.

    На 25-летнем юбилее МХАТа Сара Садыкова пела перед Станиславским, который сказал: "У Вас большое будущее". С гордостью можно сказать, что Сара Садыкова оправдала надежды и своего народа, и своих великих современников.

    Сара Садыкова родилась в центре Казани, на улице, которая сейчас носит название Парижской Коммуны, в гостях. Когда она "с разбоем", как сама выражалась, появилась на свет среди шумного застолья нежданно-негаданно, все, кроме ее отца, растерялись. Он снял с себя рубашку, в нее завернули новорожденную и отдали ему на руки. Так гласит семейная легенда. От матери ей достался талант певицы, а отец сделал все от него зависящее, чтобы она стала такой, какой мы ее знаем, любим и помним.

    Родители нарекли ее красивым восточным именем Бибисара. Жаль, что в ее имени эта ласковая, нежная приставка "Биби" исчезла. И со временем появилось популярное в татарском музыкальном мире имя - Сара Садыкова.

    Сара Садыкова. Это имя в татарской музыкальной жизни уникально. Популярность и слава ее в народе росла из года в год по восходящей, ибо она раскрывалась перед ним новыми, неожиданными и яркими гранями своего дарования. Становление и развитие татарского профессионального искусства в 20-30-е годы XX столетия тесно связаны с именем Сары Садыковой. Она стояла у его истоков. Московская консерватория (1922-1928), затем Татарская Оперная студия при Московской консерватории (1934-1939). В одном этом имени сконцентрировались различные жанры. На сегодняшний день ему нет аналога: драматическая актриса Московского Татарского Центрального драматического театра (художественный руководитель и гл.режиссер Газиз Айдарский), затем Татарского академического театра имени Г.Камала в Казани (1930-1934), творившая в содружестве и под руководством Карима Тинчурина, Тази Гиззата, Салиха Сайдашева - одна из первых исполнительниц музыкально-драматических героинь; оперная певица Татарского гос.театра оперы и балета (лирико-колоратурное сопрано), создавшая незабываемые образы в первых национальных операх. Кстати, еще в 1925 году в первой татарской опере "Сания" (музыка С.Габяши, В.Виноградова, Г.Альмухаметова) заглавная партия была написана специально для ее голоса. Газиз Айдарский явился постановщиком-режиссером 2-ой редакции оперы. Роль Сании Сара Садыкова исполнила с большим мастерством (демонстрируя отличные знания, полученные в те годы в Московской консерватории). Фатых Амирхан с радостью писал: "Главную роль в опере "Сания" С.Габяши написал специально для С.Садыковой, ее чистого, льющегося, словно журчащий родник, голоса. Молодая певица с большим успехом выдержала экзамен перед казанской публикой и осталась в ее памяти как создательница образа прекрасной девушки Сании".

    Фатыха Амирхана Сара Садыкова знала близко. Когда еще училась в педагогическом техникуме, несколько раз вместе с С.Габяши бывала у него дома и каждый раз для него пела народные песни, новые песни Габяши. В один из таких визитов Фатых Амирхан сказал: "Сестренка Сара, природа одарила тебя задушевным, красивым голосом, а учительницей можно быть и без красивого голоса. Ты пение не бросай". Этими добрыми словами он определил ее судьбу.

    Актер Камаловского театра И.Султанов вспоминает: "В 1933 году во время летних гастролей Театра имени Г.Камала в Баку Сара Садыкова с большим успехом исполнила заглавные роли в спектаклях "Голубая шаль", "Наемщик", "На Кандре". Особенно поражало ее мастерство драматической актрисы в роли Фариды ("На Кандре"). Ее партнерами были артисты Ш. Шамильский и Тази Гиззат. В концертной программе Сара Садыкова пела песню Галиябану, "Соловья" С.Сайдашева и множество татарских и башкирских народных песен. Зрители не отпускали ее со сцены, просили повторного исполнения, буквально забросали цветами. А зрители-азербайджанцы дарили букеты цветов и говорили: "Диэсэн, бу гыз, татарон бюль-бюле дор" ("Наверное, эта девушка и есть татарский соловей").

    "Известная певица татарского народа Сара Садыкова в эти дни с большим успехом дала концерты в Ташкенте. Ее приятное теплое колоратурное сопрано слушателям знакомо по грампластинкам давно. Чистая, задушевная манера исполнения придает ее пению особое обаяние. "Соловей" Алябьева, "Песня альпийского пастушка" Россини, "Песня Сольвейг" Грига, арии из татарских, башкирских произведений -все это говорит о со вкусом составленном ее репертуаре" ("Правда Востока", 1936 год).

    Из воспоминаний музыканта и известного театрального деятеля Исмагила Илялова: "В 1936 году у Сары умерла мать. Чтобы развеять ее горе, посоветовавшись с руководством Оперной студии, я увез ее на гастроли в Ташкент. В Ташкенте проживает много татар, в те годы там работал и татарский театр. В помещении этого театра и в других помещениях мы дали большие концерты. Ташкентские татары, тоскующие по родным мелодиям, нас не отпускали со сцены. Сара имела очень большой успех".

    Народ помнит ее и как замечательную драматическую актрису и как известную певицу, чья творческая деятельность достигала высоких эталонов художественного исполнительского звучания и мастерства, внесшую огромный вклад в развитие профессионального вокального исполнительства, в создание оперного искусства в Татарстане.

    Ее редкой красоты, приятного тембра богом данный голос был отшлифован профессором Московской консерватории Марией Григорьевной Цыбушенко (1872-1929). Голос Сары Садыковой был хорошо знаком и любим ее современниками. Нравился он и М.Г.Цыбушенко. Профессор поручала ученице многие классические колоратурные партии, умело используя мягкий тембр, разнообразие красок в ее пении. Знакомясь с западноевропейской и русской классикой, Сара Садыкова, к счастью, не теряла национального колорита в исполнении татарских народных песен, осталась "дочерью татарского народа", что в дальнейшем явилось главным фактором небывалой популярности в народе ее музыкальных сочинений. Исполняя татарские песни, будь то народные или сочинения татарских композиторов, она украшала их, используя всевозможные мелизмы, форшлаги, вплетая их в мелодию, словно кружево.

    Салих Сайдашев своего "Соловья" адресовал Саре Садыковой, которая и явилась первой его исполнительницей. Она ввела в исполнение песни колоратурные вариации и украшения. С.Сайдашев был ей признателен - "Соловья" так поют и сегодня. Песни Мансура Музафарова она также украшала колоратурами. В частности, в песнях "Пой, соловушко" и "По ягоды" все колоратуры ее. И сегодня эти произведения исполняются неизменно. Сара Садыкова этих композиторов очень ценила, уважала - эти чувства были взаимными. И добрые отношения их длились до конца жизни каждого. Башкирский поэт Шараф Биккул вспоминает: "Мансур ага Музафаров, представляя мне Сара апу, сказал: "Шариф, Это Сара Садыкова будет гордостью Татарстана. Сама словно соловей певица, сама - отменный композитор".

    Сара Садыкова сама говорит: "Музыка Сайдашева помогала сразу же установить контакт со слушателями, поэтому я часто начинала свои концерты арией Гульюзем из музыкальной драмы "Наемщик". Не будет ни ошибкой, ни преувеличением сказать, что своего "Соловья" Сайдашев написал для моего голоса".

    "Песня-ария Фариды из драмы "На Кандре", песня "Соловей" из драмы "Родина" были рассчитаны на легкое колоратурное сопрано Сары Садыковой". (Салих Сайдашев. Казань: Тат. кн. изд-во, 1970).

    В конце 20 - начале 30-х г.г. прошлого века широко распространены были пластинки с записью сайдашевского "Соловья" и музафаровских "Пой, соловушко" и "По ягоды" в исполнении Сары Садыковой. Были и татарские народные песни в ее исполнении.

    О великолепном знании родного фольклора Сарой Садыковой и безупречном исполнении ею народных песен писали многие деятели искусства. Музыковед М.Нигмедзянов в книге "Татарская народная песня в обработке композиторов" (Казань: Татиздат, 1964) пишет: "В 1934 г. Г.Лобачев (Григорий Григорьевич Лобачев - русский композитор, много труда вложивший в собирание и обработку музыкального фольклора народов Поволжья, см. журнал "Советская музыка" 1951, №7) издает сборник "Татарские и башкирские песни для голоса с фортепиано (Москва: Музгиз, 1934), в него вошли мелодии, записанные от татарской певицы С.Садыковой. От сборников Гречанинова, Рыбакова, Прохорова труд Лобачева выгодно отличается достоверностью мелодий".

    В 1939 году Саре Садыковой присвоили звание заслуженной артистки ТАССР. Она писала: "Теперь я должна работать еще больше, еще лучше, чтобы оправдать это звание. Это звание она носила целых 38 лет. И оправдала сторицей.

    Сара Садыкова уже тогда была знаменитой артисткой, которая объехала с гастролями всю страну, пела и в Большом театре, и по Всесоюзному радио, и в народе ее прозвали "татарский соловей".

    Была знакома со многими выдающимися деятелями как Мейерхольд, Станиславский, Михоэлс и др. Она блистала как московская татарская певица, подружилась с композитором Эйхенвальдом, поэтом М.Джалилем, Ш.Усмановым и другими. Именно здесь, в Москве, на высочайших образцах музыкального и театрального искусства, пышным цветом раскрывался ее актерский, вокально-сценический талант. В Москве она прожила в общей сложности, тринадцать лет. Здесь она вышла замуж, училась, работала. Москва - ее "университеты". Однако и в эти годы ее связь с Казанью не прерывалась. 3 августа 1923 года в Казани Сара Садыкова участвует в авторском вечере композитора А.А.Эйхенвальда. На концерте в сопровождении симфонического оркестра она поет несколько народных песен. В 1925 году для исполнения главной роли в первой татарской опере "Сания" Московская консерватория командирует ее в Казань (из-за рождения дочери она не смогла петь на премьере и в главной роли выступила ее сестра Разия Садыкова). Почти ежегодно Сара Садыкова приезжала в Казань с концертами, в 1936 году навестила тяжелобольную, умирающую мать. После окончания в 1928 году консерватории из-за болезни мужа продолжала жить и работать в Москве, и лишь в 1930 году ей удалось приехать в Казань, в академический театр Г.Камала.

    Несмотря ни на что, в двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия Сара Садыкова в народе была самой популярной и любимой певицей. Исколесившая страну вдоль и поперек, пожалуй, не было сценической площадки, где бы она не пела в те далекие годы, давно заслужившая право быть народной артисткой Советского Союза, по популярности и славе она могла соперничать почти с любым артистом, носившим это звание. И лишь в 1977 году ее вспомнили и присвоили почетное звание народной артистки ТАССР. Но звание "татарский соловей", данное издавна самим народом, звучавшее романтично и гордо, пожалуй, милее и дороже...

    Сегодня любителям музыки Сара Садыкова известна как композитор, автор около четырехсот различных по тематике песен, двух крупных музыкально-сценических произведений, восемнадцати спектаклей (пьесы, драмы, комедии, водевили, сказки), оформленных в театрах Татарстана и Башкортостана. Это - композитор-мелодист. "Мон-Анасы" ("Мать мелодий") как называют ее наши поэтессы.

    В каком бы жанре не творила Сара Садыкова - "Мои" - этот задушевный ее мелодизм, мелизмы, не умещающиеся в пяти линейках нотного стана, самое ценное в ее сочинениях. Многие ее песни уже давно стали народными. Ее музыка любима народом. Она создала песни, близкие сердцу людей разных возрастов и самых различных профессий и национальностей. Влияние ее песенного творчества на молодых бесспорно. Ее песни давно на слуху у каждого музыканта, певца. Выросло не одно поколение людей, воспитанных на ее мелодиях. Развитие татарской эстрадной песни трудно представить себе без задушевных, веселых и искрометных песен Сары Садыковой. Высоконравственные, и сегодня актуальные ее песни обязательно еще послужат делу воспитания и возрождения чувства прекрасного в человеке.

    При жизни композитора, песни ее регулярно появлялись на страницах газет и журналов, народ буквально подхватывал их на лету, с нетерпением ждал новых. Певцы, осваивая мелодии прямо с нотного стана, еще "теплыми" несли их на суд слушателя. Многие песни Сара Садыкова адресовала конкретному певцу. Она дарила свои песни артистам, а они с любовью и благодарностью несли их дальше, за пределы своей республики. И сами становились популярными благодаря именно современным по интонации и ритму, всегда актуальным песням Сары Садыковой. Вспоминая крылатую фразу Теофиля Готье: "Когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного", хочется отметить, что Сара Садыкова была добрым, бескорыстным художником, умеющим радоваться успеху коллег.

    Песни - ее самое большое богатство. Она была их отражением. Своими песнями вошла в жизнь молодых, всегда была среди них. Многие ее песни посвящены молодежи, комсомолу, его делам, его патриотизму. Было время, называли "татарской Пахмутовой". Сара Садыкова была многограннее, с богатой палитрой, маленькой женщиной с большим сердцем.

    Сара Садыкова была кристально чистым коммунистом, верила в гуманные идеалы социализма и интуитивно чувствовала, что формы его нужно менять, совершенствовать. Одновременно могла зачитываться религиозными книгами на арабском языке, с головой окунаться в сокровищницу богатой нашей культуры - читать шедевры древности в подлиннике. Умела красиво, нараспев читать Коран. В ее духовном мире прослеживается слияние западной и восточной культуры, сочетание культуры религиозной и светской, удивительное переплетение лучших гуманных идей с положительными сторонами, канонами религиозного учения, что, безусловно, обогащало ее интеллект. Она умела брать лучшее отовсюду. И в творчестве, в своих сочинениях это чувствуется.

    В июльском номере журнала "Татарстан" за 1993 год вышла ее статья (посмертно) "Ищите свою тропинку к душе народной". Это звучит как завещание молодым. Она задает вопрос "Не зная родного языка, не разговаривая на языке матери, можно ли писать для своего народа?" Переживает за будущее татарской песни. Искренне желала молодым найти эту "тропинку к душе народной". Верила, что так будет. Она была большим оптимистом.

    Последние годы жизни Сара Садыкова работает на износ. Много пишет, много ездит, общается с людьми, участвует в концертах, творческих вечерах и юбилеях соратников, коллег, выступает в учебных заведениях, на предприятиях, в колхозах, совхозах, выезжает с артистами на гастроли по стране, выступает на телевидении, радио, в печати. Принимает активное участие в работе союза композиторов. Вся ее неуемная, кипучая энергия находила отражение в бескорыстной и неоценимой общественно-просветительской деятельности, в ее стремлении успеть сделать как можно больше доброго для родного искусства, для своего народа.

    Было в жизни Сары Садыковой нечто неизменное - это любовь зрителя, которая зажглась еще в дни ее ранней юности. Эта любовь не угасла с годами, а разгорелась и горела до последних дней ее трудной, но прекрасной жизни. За месяц с лишним до кончины, она в последний раз вышла на сцену и исполнила один куплет своей "лебединой песни" -"Идель суы ага торыр" ("Пока течет Волга"), на стихи Г.Зайнашевой. Весь зал, аплодируя, встал...

    Эти аплодисменты придали ей силы и она запела "Пой, соловушко" М.Музафарова. И исполнила песню с большим вдохновением, легко поднимаясь, словно на крыльях, на самые высокие ноты, по-соловьиному извлекая чистейшие колоратуры. Зритель аплодировал стоя и как бы прощался с ней. Она широко раскрыла обе руки, будто желая всех обнять и сказала: "Я вас, моих дорогих зрителей, очень люблю и поэтому пришла..." Держалась, как всегда раскрепощенно естественно, она умела держать зрительный зал. Она была мастером сцены.

     Она прощалась со своим зрителем.

    Жизнь Сары Садыковой - чистая, полноводная, шумливая и бурлящая река. Романтичная и трагичная, жизнь, полная лишений, унижений, мужественной борьбы и счастливого труда, но она никогда не была спокойной. Оставила после себя и как художник, и как личность неизгладимый след.

    К 80-летию со дня рождения (не дожила 4 месяца) в печати появились статьи. Их было очень много. Вся республиканская пресса уделила ей внимание. Это был ноябрь 1986 года. С тех пор и до сегодняшнего дня в печати упоминается ее светлое, доброе имя. Пишут друзья, соратники, видные деятели литературы и искусства, ученые, врачи, колхозники, журналисты - все скучают по ней, по ее незабываемым песням. Память о Саре Садыковой не угасает, пишут простые татарские семьи. Просят увековечить ее память, просят создать в ее родном городе музей республиканского значения, назвать ее именем одну из улиц, установить ей памятник в самом оживленном месте ее родного города, ведь она всегда была в гуще народа, всегда среди друзей.
    В японской столице Токио, в центре города установлен памятник женщине-певице, японке, первой исполнительнице роли Чио-чио-сан.

    Установление памятника женщине-певице, татарке, первой исполнительнице роли Сании, первой женщине-татарке - композитору в татарской столице Казани - дело справедливое и достойное.

     
    Сара Садыкова в своем стихотворении приводит такие строки:

    ... Знаю, все проходит - я уйду однажды.
    Жизнь не повторится и не будет дважды,
    Я же не напелась и не насмеялась,
    Красотой безмерной не налюбовалась!
    В травы б мне улечься, мне б в цветы зарыться,
    Чтоб не надышаться - запахом упиться.
    Чтоб забыть однажды обо всем на свете...
    Чтоб немую песню шелестел мне ветер.

                     (перевод с тат. В.Агафонов).

    В преддверии 100-летнего юбилея Сары Садыковой хотелось бы напомнить и о том, что татарский народ, богатый душевной, мелодичной поэтичностью, посвятил немало стихов своей обожаемой певице-соловушке, любимому композитору. И тем выразил ей свое восхищение, любовь и благодарность.

    Я Ваши песни знаю с давних лет,
    Они мне в душу сызмальства запали.
    И навсегда оставили в ней след.
    Я счастлива... при звуках их печали...

    ...Да, в Ваших песнях - родина моя,
    Народный дух неотразимой силы,
    Вот "Дочь Идели", "Грусть-тоску" тая,
    Поет душевно: "Жду тебя", жду, милый!

    Вот "Акбузат", крылатый конь, возник,
    Летит он вольно над родным "Тугаем".
    Вот "Семиструнный заплескал родник” –
    Мы родиной все это называем!

    И Вы летели, точно метеор,
    Для всех татар земли Вы были гений.
    Ваш свет горит в отчизне до сих пор,
    Для нас он и, для новых поколений!

    (Ф.Тарханова «Саре Садыковой – Человеку и Композитору» перевод с тат. В.Ганиева).




    Источник: Sarasadykova.ru



    ← назад   ↑ наверх