• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Основные мусульманские династии

    Аравийский полуостров
    Восточная и Центральная Аравия с центром
    в Бахрейне - Карматы (894-977)

    Вероятно корни карматского движения следует искать в мессианских идеях. В
    начале X века в сирийской пустыне произошло восстание карматов под
    предводительством Зикравайха, подавленное в 906 году. Но самый крупный
    центр карматского движения находился в Бахрейне, в прибрежной части
    Восточной Аравии на юге от Ирана. Карматы отличались особенным изуверством
    по отношению к мусульманам.
    Йемен -
    Рассиды (начало IX в. - 1281),
    Касимиды (1592- ),
    Сулайхидды (1047-1138),
    Расулиды (1229-1454)
    Зайдиты считали, что пятым шиитским имимом должен был стать не Мухаммед
    ал-Бакир, а его брат Зайд, принявший мученическую смерть в правление
    омеядского халифа Хишама. Зайдиты имели влияние в Дейлеме, на юго-западном
    побережье Каспийского моря, в Йемене. Эта династия названная по имени
    поселения ар-Расе в Хиджазе, держала оборону от местных хариджитов и
    карматов. Несмотря на завоевание Йемена Айюбидами, а затем Османами, под
    властью которых Йемен находился с 1517 по 1635 год и вторично с 1872 по
    1890-й, династия просуществовала до наших времен. Али ибн Мухаммед, первый
    Сулайхид, происходил из арабского племени хамдан и был сыном кади. Сначала
    он выдвинулся как эмиссар главного фатимидского даи в Йемене, Сулаймана
    аз-Завихи, а затем основал в горах самостоятельное правление. Он нанес
    поражение Наджланидам, эфиопской династии, правившей в Тихаме, на
    побережье Красного моря. В 1063 году отвоевал у зайдидских имамов город
    Сану и вторгся в Хиджаз, а в следующем году отнял у правителей из племени
    маан город Аден. При его сыне владения династии достигли своих
    максимальных размеров, хотя постепенно они отошли прежним правителям. В
    период правления последнего Сулайхида Ахмада реальная власть перешла к его
    деятельной супруге, царице ас-Сайиде Арве, правившей до 1138 года, когда
    она скончалась в возрасте 92 лет. Она перенесла столицу из Саны в
    Зу-Джиблу. Потом власть перешла к Зурайидам, которые правили до прибытия в
    Йемен Айюбида Туран-шаха, брата Саладдина, в 1174 году. Айюбиды правили
    страной до 1229 года. Преемники Айюбидов, Расулиды, также были суннитами и
    продолжали политику предшественников. Историк Расулидов, ал-Хазраджи,
    возводит генеалогию Расула к прародителю южных арабов Кахтану. Внук
    Расула, ал-Малик ал-Мансур ад-дин Умар I, сделал столицей город Забид на
    побережье Красного моря, затем расширил свои владения за счет горных
    районов и отвоевал у зайдитов Таиз и Сану. Он захватил также Мекку, и его
    держава простиралась от Хиджаза до Хадрамаута. После смерти ал-Малика
    ан-Насира Ахмада в 1424 году начались междоусобицы, мятежи военных.
    Последний Расулид отрекся от власти в пользу суннитов Тахиридов, которые
    владели большей частью Йемена до самого османского завоевания в XVI веке.

    Оман и Занзибар - султаны Маската (1741- )

    Ахмад ибн Сайд, основатель династии, был наместником Сухара в Омане, а
    затем стал правителем всего края. Он принял титул имама ибадитов, которые
    составляли большинство населения Омана, и это случилось, вероятно, в 1749
    году. Но его сын Сайд ибн Ахмад оказался последним из династии, кто носил
    этот титул. Затем правители именовали себя просто сейидами, а для
    иностранцев - султанами. Их столицей стал Маскат. Сейид Султан (1792-1806)
    расширил свои владения до южного побережья Ирана. В начале XIX века
    династии стали угрожать ваххабиты Неджда. Чтобы обезопасить себя с этой
    стороны, сейиды заключили договор с Ост-Индской компанией. После смерти
    Сайда ибн Султана владения династии разделились на две части. В 1890 году
    острова Занзибар и Пемба отошли под протекторат Англии. Имам Галиб в 1957
    году с помощью Египта пытался свергнуть султана Маската, поддерживавшего
    тесные дипломатические связи с Великобританией. Получив независимость в
    1969 году, султанат в результате государственного переворота стал
    Республикой Танзанией, в которую вошла Танганьика.

    Северная и Центральная Аравия - Саудиты (ваххабиты) (1746- )

    Ваххабизм возник в Центральной Аравии. Основателем движения был Мухаммед
    ибн Абд ал-Ваххаб (ум. в 1792 г.). Его взгляды, изложенные в его кредо,
    акида, свидетельствуют о том, что он является последователем Ахмада ибн
    Ханбала и Ибн Тамийи. Он резко отрицательно относился к еретическим
    нововведениям (бидаа). Мухаммеда ибн Абд ал-Ваххаба поддерживал Мухаммед
    ибн Сауд из Дерийи. К концу XVIII века ваххабиты завоевали Неджд и
    постоянно совершали набеги на Ирак. В 1802 году они "очистили от скверны"
    священные города - Мекку и Медину. Османский султан поручил правителю
    Египта Мухаммеду Али усмирить ваххабитов. В 1818 году сын Мухаммеда Али,
    Ибрахим, захватил столицу ваххабитов Дерийю и сровнял ее с землей, а
    саудитского эмира отправил в Стамбул, где тот был казнен. Хиджаз был
    усмирен. Новое возвышение Саудитов началось, когда появился такой
    выдающийся деятель, как Абд ал-Азиз ибн Сауд. Он сверг Рашидидов,
    воспрепятствовал шерифу Хусайну утвердиться в Мекке в качестве халифа и в
    1926 году сам короновался в Мекке как король Хиджаза, Неджда и соседних
    областей (совр. королевство Саудовская Аравия, занимающее господствующее
    положение на большей части Аравийского полуострова).



    ← назад   ↑ наверх