• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Основные мусульманские династии

    Ближний Восток - Египет, Сирия, Ирак
    Египет и Сирия - Тулуниды (868-905)
    Ихшидиды (935-969)

    Мухаммед ибн Тугж ал-Ихшид происходил из тюркской военной семьи, два
    поколения которой уже состояли на службе у Аббасидов. В 935 году он был
    назначен наместником Египта и получил от халифа ар-Ради титул Ихшид
    ("Правитель"). Он старался удержаться в Дамаске и успешно оборонялся от
    попыток сместить его со стороны эмира эмиров Мухаммеда ибн Райка. Также
    удачными были его действияпротив Хамданидов в Сирии. После смерти Али ибн
    Мухаммеда владения Ихшидидов перешли к бывшему регенту Али Кафуру, который
    стал править от своего имени. Кафур был талантливым военачальником, щедрым
    покровителем искусств, при его дворе некоторое время находился известный
    поэт ал-Мутаннаби. Внук Мухаммеда, Ахмад, сменивший Кафура, был почти
    сразу же свергнут ставленником Фатимидов Джаухаром.

    Северная Африка, Египет и Сирия - Фатимиды (909-1171)

    Фатимиды считались потомками Али и называли себя по имени Фатимы, дочери
    Пророка и жены четвертого халифа Али. Однако сунниты именовали их
    Убайдийун, то есть потомками Убайдаллаха ал-Махди, основателя династии,
    отрицая таким образом их принадлежность к Алидам. Связь фатимидов с
    седьмым шиитским имамом Исмаилом до сих пор не выяснена. Шестым имамом
    шиитов был Джафар ибн Мухаммед ибн Али ибн Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб, у
    которого было четыре сына: Исмаил, Муса, Абдаллах и Мухаммед. После смерти
    шестого имама право наследования от старшего сына к старшему сыну было, с
    точки зрения шиитов, нарушено, поскольку седьмым имамом должен был сгать
    старший сын Джафара, Исмаил, а после него - старший сын Исмаила, Мухаммед.
    В действительности же этого не произошло. Седьмым имамом стал брат
    Исмаила, Муса ал-Казим. Первый Фатимид прибыл в Северную Африку из Сирии.
    При поддержке берберов оседлого племени кетама, Убайдаллах сверг Аглабидов
    в Ифрикийе, Рустамидов в Тахарте, а Идрисидов Феса сделал своими
    данниками. Затем он захватил Сицилию и предпринял морские походы в
    Византию. В своей столице ал-Махдие Фатимиды, провозгласившие себя
    халифами, собирали провиант и пополняли казну, готовясь к походу на
    Багдад. В 969 году фатимидский командующий Джаухар вступил в Фустат и
    сверг последнего Ихшидида. В Египте Фатимиды построили собственную столицу
    - Новый Каир. Оттуда они двинулись на Палестину и Сирию и взяли под свое
    покровительство святые места в Хиджазе. Зенит их власти приходится на
    долгое правление ал-Мустансира (1036- 1094). Фатимиды поддерживали мирные
    отношения с Византией. Исмаилитские даи добирались даже до Йемена и Синда,
    а в 1059 году их влияние временно возобладало в Багдаде. После 1153 года
    династия Фатимидов стала приходить в упадок, ив 1171 году Айюбид Саладцин
    положил конец их правлению в Северной Африке и Египте.

    Ал-Джазира и Сирия - Хамданиды (905-1004)

    Хамданиды происходили из арабского племени таглиб в ал-Джазире. Основатель
    династии Хамдан ибн Хамдун выступил в последние годы IX века в роли
    союзников хариджитов ал-Джазиры, восставших против законного халифа.
    Однако сын Хамдана, Хусейн, вернулся на службу к Аббасидам и отличился в
    борьбе с карматами Сирийской пустыни. Второй сын Замдана, Абу Хайджа
    Абдаллах, в 905 году был назначен наместником Мосула. Сын Абдаллаха
    унаследовал эту должность, получил титул Насир ад-даула и распространил
    свою власть из первоначального центра Хамданидов в Дийаррабиа на запад, в
    Сирию. Его сын, Абу Таглиб, прозванный ал-Гаданфар ("Лев"), имел несчастье
    столкнуться с Буидским эмиром Адуд ад-даула в расцвете его могущества. Абу
    Таглиб обратился за помощью к Фатимидам, но не получил ее. Потом Бунды все
    же вернули к власти в Мосуле двух братьев Абу Таглиба, которые правили
    там, пока город не перешел к Укайлидам. У Хамданидов оставались еще
    владения в Сирии, где правил дядя Абу Таглиба, знаменитый Сайф ад-даула,
    захвативший у Ихшидидов Алеппо, Химс и другие города. Его правление
    совпало с ростом могущества Македонской династии в Византии и поэтому
    почти все время он защищался от нападения греков. Его сын остался в Алеппо
    и Химсе как данник Византии. Его внук, Сайд ад-даула Сайд, был убит в
    результате интриг военачальника Лулу, который правил в качестве регента
    при двух малолетних сыновьях Сайда, а затем от своего имени как данник
    Фатимидов. Историк Ибн Хаукал отмечал, что Сирия и ал-Джазира пришли при
    Хамданидах в упадок из-за алчности этих эмиров.

    Хилла и Центральный Ирак - Мазйадиды (961-1150)

    Мазйадиды принадлежали к бедуинскому племени асад. Этот род выдвинулся в
    период между 956 и 963 годами в правление Буидского эмира Муизз ад-даула.
    Их столицей была Хилла. При великом Садаке I (1086-1108) город был обнесен
    мощной стеной и стал центром Мазйадидского господства в Ираке. Когда в
    Багдаде появился Тогрул-бек и сельджуки, династия поддержала визиря
    ал-Басасири. Сельджукские султаны Мухаммед ибн Малик-шах и Масуд ибн
    Мухаммед воевали с Мазйадидами с переменным успехом. Когда в 1150 году
    умер последний Мазйадид, Али II ибн Дубайс, султан Масуд пожаловал
    управление их землями одному из военачальников, а несколько лет спустя
    армия халифа окончательно рассеяла отряды Мазйадидов и их сторонников в
    Хилле.

    Дийарбакр - Марваниды (983-1085)

    Марваниды Дийарбакра, Хилата и Малазгирда были курдского происхождения.
    Глава курдов Баз захватил несколько крепостей на границе Армении и
    Курдистана. Затем, воспользовавшись ослаблением влияния Бундов после
    смерти Адуд ад-даула в 983 году, Баз захватил Дийарбакр, некоторое время
    владел Мосулом и даже угрожал Багдаду. Его племянник Ибн Марван правил
    более 50 лет. Стратегическое положение Дийарбакра, контролировавшего
    важные торговые пути Ирака, Сирии и Анатолии, вынуждало Ибн Марвана быть
    искусным дипломатом в окружении сильных держав, стремящихся господствовать
    в этом районе. При нем расцвели города Амид, Майяфарикин и Хисн Кайфа.
    После смерти Ибн Марвана его владения были поделены между сыновьями Насром
    и Саидом.

    Ирак, Северная Сирия, ал-Джазира - Укайлиды (990-1096)

    Укайлиды происходили из большой племенной группы бедуинов амир ибн
    саасайа, в которую входили племена хафаджа и мунтафик из Южного Ирака.
    После ухода Хамданидов из Мосула город перешел к Укайлидам. Эти правители
    дипломатически лавировали между Фатимидами и Сельджукидами и в конце
    концов уступили власть Сельджукиду Тутушу в 1096 году.

    Алеппо и Северная Сирия - Мирдасиды(1023-1079)

    Мирдасиды были выходцами из североарабского племени килаб. В начале XI
    века их глава, Салих ибн Мирдас, занял город. Переселение Мирдасидов было
    частью общей миграции бедуинов, в большинстве своем шиитов, в оседлые
    окраинные районы Ирака и Сирии в X - начале XI века. Возможно, причиной
    этому были карматы, сделавшие жизнь в Сирийской пустыне невыносимой. Едва
    утвердившись в Алеппо, Салих и его сыновья Наср и Симал должны были
    защищаться с одной стороны от Фатимидов, а с другой - от Византии,
    возобновившей свои притязания на Алеппо при императорах Василии II и
    Романе III Аргире. После кратковременного правления при Сельджукидах
    Мирдасиды уступили власть Укайлидам. Мирдасиды получили новые назначения в
    Сирии.

    Египет, Сирия, Дийарбакр, Йемен - Ахйюбиды (1169-1490)

    Основатель династии Айюб происходил из курдского племени хазбани.
    Начальник тюркского гарнизона в Мосуле и Алеппо, Занги ибн Ак-Санкур,
    набиравший в свою армию курдов, в 1138 году принял на службу и Айюба, а
    вскоре к сыну Занги, Hyp ад-дину, поступил на службу брат Айюба, Ширкух. В
    1169 году Ширкух уже захватил власть в Египте, но почти сразу же умер, и
    войска присягнули его племяннику, Салах ад-дину (Саладдину), и фактически
    основателем династии считается Саладдин. Он восстановил законность в
    Египте, попранную Фатимидами. Саладдин снискал громкую славу борца за веру
    в войнах с крестоносцами. В результате победы при Хаттине в 1187 году
    город Иерусалим спустя 88 лет снова отошел к мусульманам. Айюбиды отразили
    шесть крестовых походов и взяли в плен короля Людовика Святого.
    Саладдин перед смертью (ум. в 1193 г.) разделил земли Айюбидов между
    наследниками. Но династия сохранила единство и центральное управление
    вплоть до смерти ал-Камила в 1238 году. Затем начались междуусобицы. В
    1250 году власть в Египте захватили мамлюки Бахриты. Йемен Айюбиды
    уступили расулидам, ранее состоявшим у них на службе. Большая часть
    территорий на севере была завоевана монголами, только ветвь Айюбидов в
    Хаме просуществовала до 1342 года. В Дийарбакре местная курдская династия
    пережила эпоху Тимуридов, и эти Айюбиды уступили власть только туркменам
    Ак-Коюнлу.

    Египет и Сирия - мамлюки (1250-1517)

    Мамлюкам досталось богатое наследство от Айюбидов в Египте и Сирии.
    Большинство мусульманских правителей опирались на профессиональную армию.
    Из среды тюркских гвардейцев ал-Малика ас-Салиха Наджм ад-дина Айюба и
    вышли мамлюки. Им принадлежит выдающаяся роль в сохранении династии
    Аббасидов.

    Египет - династия Мухаммеда Али (1805-1953)

    Мухаммед Али (1769-1849) был албанским офицером и служил в османской
    армии. Он прибыл в Египет на войну с французскими оккупантами, и довольно
    скоро стал фактическим правителем страны. Он добился от султана Селима III
    признания себя пашой (наместником) и ликвидировал прежнюю правящую
    верхушку черкесских мамлюков. Мухаммед Али стремился ввести в Египте
    принятую в Европе систему образования и военного дела. Учебные заведения
    страны были укомплектованы преподавателями-европейцами. Мухаммед Али
    изменил налоговую систему, объясняя это ростом доходов населения. Он имел
    сильную регулярную армию, вел завоевательные войны и фактически отделил
    Египет от Турции. Однако к концу правления Мухаммеда Али Египет уже был
    обременен долгами, число которых увеличивалось из-за расточительности его
    наследников, их стремления подражать образу жизни европейских монархов.
    Исмаил первым из этой династии добился от султана титула хедива, который
    был древнеиранского происхождения, а также обещания сохранить
    наследственную преемственность его власти. В правление Исмаила были
    завершены работы по строительству Суэцкого канала, но из-за захватнических
    авантюр в Эфиопии и Судане расходы на его сооружение не окупились. Как и
    сама Турция, Египет оказался под контролем кредиторов - европейских
    держав. После восстания Ораби-паши в 1822 году Англия установила контроль
    над египетскими финансами и разместила в стране свои постоянные гарнизоны.
    Британский протекторат закончился только в 1922 году. Неудачи правителей
    Египта во внутренней и внешней политике привели к крушению монархии:
    король Фарук в 1952 году отрекся от престола, а в следующем году
    монархический режим сменился на республиканский.



    ← назад   ↑ наверх