• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Основные мусульманские династии

    Испания и Северная Африка
    Испания - Омейяды (756-1031)

    В 711 году берберские отряды переправились через Гибралтар из Марокко и
    разбили в Испании вестготов и германцев. Большинство населения страны
    приняло ислам (мувалладун), но много осталось и христиан (мосараб). Затем
    арабы двинулись на север и вторглись в Южную Францию. В 732 году король
    Карл Мартелл остановил их, нанеся тяжелое поражение при Пуатье. Самым
    выдающимся правителем Испании был Абдаррахман III ан-Насир, который
    находился у власти 50 лет (912-961). Его первым министром был Ибн Абу Амир
    ал-Мансур, известный христианской Европе под именем Альманзор. В начале XI
    века Испанский эмират распался на множество удельных правлений (мулук
    ат-таваиф).

    Раздробленность (1031-1090)

    Период примерно в полстолетия между окончательным падением Омейядского
    правления в Испании и приходом к власти Альморавидов был временем
    политической раздробленности. Местных династий насчитывалось около
    двадцати трех, они принадлежали к разным расам и были разного
    происхождения. Из них можно упомянуть таких "удельных правителей", которые
    выдвинулись в результате интенсивного наплыва отрядов из Африки при халифе
    ал-Мансуре в конце X века. Это берберы Зириды из племени сан-хаджа в
    Эльвире, мавали Амиридов, потомки ал-Мансура в Валенсии; военачальники из
    бывших невольников (саклаби) в Тортосе, Дении и первоначально в Валенсии;
    был даже человек, заявивший, что он не кто иной, как последний Омейядский
    халиф Хишам III. Политическая борьба не мешала блестящему расцвету
    культуры Испании. После взятия христианами Толедо в 1085 году Аббадид
    ал-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, которые и объединили вновь
    мусульманскую Испанию в 1090 году.

    Гранада - Насриды (1230-1492)

    Эта династия дольше всего сдерживала натиск европейских королей,
    стремящихся вернуть Испанию под власть ее феодалов. После того как
    Альмохады покинули страну, в 1236 году пала Кордова, а затем - в 1248-м -
    и Севилья. Но Мухаммед ал-Галиб удержался в Гранаде. Его столицей и
    цитаделью была Альгамбра. Насриды платили дань Фердинанду I Кастильскому,
    а затем Альфонсу X. Еще 250 лет Гранада оставалась мусульманской,
    привлекая ученых, поэтов и музыкантов со всей Западной Европы. Историк и
    социолог Ибн Халдун служил дипломатом при дворе Мухаммеда V в то же самое
    время, когда визирем был Лисан ад-дин Ибн Хатиб, составивший историю
    Гранады. Ибн Хатиб был выдающимся писателем и поэтом. Но Реконкиста
    вступила в завершающую стадию после брака между Фердинандом II Арагонским
    и Изабеллой Кастильской в 1469 году. Гранада была взята христианами, и
    Насриды ушли в Марокко.

    Магриб - Идрисиды в Марокко (789-926)

    Идрис I (789-873) был правнуком Хасана ибн Али ибн Абу Талиба. Он принял
    участие в восстании против Аббасидов в Хиджазе в 786 году и после
    поражения мятежников бежал в Египет, а затем перебрался в Северную Африку.
    При нем началось строительство города Феса на месте старого римского
    города Волубилиса. Феc стал столицей Идрисидов и священным городом -
    местом пребывания шорфа - потомков Хасана и Хусейна, внуков Пророка.
    Идрисиды не удержались у власти после того, как Мухаммед ал-Мунтасир
    (828-836) раздал территории Магриба во владение своим многочисленным
    братьям. В результате междоусобиц Фатимиды заняли Феc в 921 году.
    Западный Алжир - Рустамиды (777-909)
    Правление Рустамидов в Северной Африке отразило всю сложность
    взаимоотношений арабов и берберов, которых часто склоняли на свою сторону
    разного рода проповедники и псевдошииты. В VIII веке берберы примкнули к
    хариджитам-ибадитам, последователям Абдаллаха ибн Ибада, имевшим центр в
    Джебель Нефусе (совр. Триполитания). Ибадидам даже удалось овладеть
    Кайруаном, но потом они его сдали и бежали в Западный Алжир, где в 761
    году захватили Тахарт (совр. Тиарет). Эту группу возглавлял Абдаррахман
    ибн Рустам, имя которого выдает его персидское происхождение. В 777 году
    он стал главой всех ибадитов. Это объединение вокруг Тахарта было связано
    с такими же общинами в Аурасе, Южном Тунисе и Триполитании, а также на юге
    вплоть до оазиса Феззан. Будучи в окружении шиитов (Идрисиды на западе) и
    суннитов (Аглзбиды на востоке), Рустамиды заключили союз с испанскими
    Омейядами и получали от них денежную помощь. После того как Фатимиды
    пришли к власти в Марокко, берберы племени кетам (или кутам) под
    предводительством дай Абу Абдаллаха захватили Тахарт в 909 году. Многие
    Рустамиды были убиты, а оставшиеся в живых бежали на юг, в Варглу.
    Ифрикийя, Алжир, Сицилия - Аглабиды (800-909)
    Отец первого Аглабида был военачальником в хорасанском ополчении армии
    Аббасидов. В 800 году халиф ар-Рашид I пожаловал Ибрахиму право на
    управление провинцией Ифрикийей (совр. Тунис) с обязательством выплачивать
    в казну ежегодную подать. Аглабидам было поручено подавить выступления
    берберов-хариджитов. В 827 году Зиайа-даллах I во главе своего флота
    предпринял наступление на Южную Италию с целью завоевания Сицилии. В 868
    году Аглабиды захватили Мальту, и в 878 году Сицилия сдалась. При
    Аглабидах с большим размахом велось городское и сельскохозяйственное
    строительство. Внутренние мятежи, спровоцированные деятельностью Фатимида
    Абу Абдаллаха, подвиг-нули берберов племени кетама выступить против
    Аглабидов и свергнуть их.

    Ифрикийя и Восточный Алжир - Зириды и Хаммадиды (972-1152)

    Зириды примкнули к Фатимидам, оказав военную помощь столице Фатимидов
    ал-Махдии, когда в 945 году ее осадил мятежник-хариджит Абу Йазид. Фатимид
    ал-Муизз назначил Булуггина ибн Зири наместником Ифрикийи, и тот начал
    свою деятельность с того, что очистил весь Магриб вплоть до Сеуты от
    кочевого племени зената, враждовавшего с племенем санхаджа. После раздела
    этих обширных владений между Хаммадидской и Зиридской ветвями династии,
    столицей Хаммадидов стал город Калат, а Зириды остались в Кайруане. Но в
    1041 году Шараф ад-даула ал-Муизз вернулся под власть Аббасидов, на что
    Фатимиды ответили союзом с бедуинами племен хилал и сулайм,
    переселившимися в Магриб из Нижнего Египта, и натравили их на Зиридов.
    Бедуины вытеснили Зиридов из Кайруана, и те ушли в ал-Махдию, а ветвь
    Хаммадидов оттеснили в порт Буджаю. Там Зириды построили флот и установили
    мирные торговые отношения с норманнами, В XII веке Роджер II Сицилийский
    захватил ал-Махдию и заставил ал-Хасана платить ему дань. А вскоре
    владения Зиридов и Хаммадидов перешли к Альмохадам.

    Северная Африка и Испания - Альморавиды (1056-1147)

    В 1036 году Йахйа, глава кочевавшего в Сахаре племени санхаджа, приняв
    ислам, совершил паломничество в Мекку. Вернувшись, он пригласил известного
    марокканского законоведа Абдаллаха ибн Йасина проповедовать соплеменникам.
    В устье реки Сенегал Абдаллах ибн Йасин построил крепость (рибат), откуда
    ислам распространился по всему Западному Судану. Газиев, жителей рибата,
    прозвали ал-мурабитун - "находящиеся в крепости". От этого арабского слова
    ведут свое происхождение название династии Альморавидов (в испанской
    огласовке), а также испанское слово "альморавидес" и французское "марабу"
    с близкими значениями: "праведник, местный святой". Альморавиды завоевали
    Марокко и Северную Африку вплоть до Алжира, В 1062 году Юсуф ибн Ташуфин
    основал город Марракеш и сделал его своей столицей. Альморавиды
    придерживались маликитской правовой школы. В 1086 году Юсуф ибн Ташуфин
    отправился на помощь правителям Испании и одержал блестящую победу над
    королем Леона и Кастилии Альфонсом VI в сражении при Заллаке близ
    Бадахоса. Но ему не удалось закрепить свой успех, и Толедо остался в руках
    короля. Зато он объединил под своей властью почти все "удельные княжества"
    Испании. В начале XII века правлению Альморавидов стали угрожать
    усиливающиеся Альмохады, появившиеся в Магрибе. Из-за этой борьбы на два
    фронта династия не удержала Сарагосу в 1118 году, а в 1147-м был убит
    Исхак, один из последних Альморавидов в Марракеше. После этого Альмохады
    предприняли поход в Испанию. В 1148 году умер последний Альморавид - Йахйа
    ибн Ганийа, однако ветвь его потомков продолжала править на Мальорке со
    времени завоевания ее в 1115 году до занятия ее арагонцами в 1228-м, а на
    Минорке в качестве вассалов Арагона - они просуществовали до 1286 года.

    Северная Африка и Испания - Альмохады (1130-1269)

    Название династии происходит от арабского слова ал-мувахиддун -
    "исповедующие единобожие". Основателю династии, берберу из племени
    массмуда Ибн Тумарту, присягнули вожди берберских племен в Марокко, а
    через некоторое время он провозгласил себя Махди. На этом основании его
    преемник, Абд ал-Мумин, стал именовать себя халифом. Альмохады, вытеснив
    Альморавидов из Северной Африки, превратили Марракеш в свою столицу. В
    1145 году ал-Мумин и его сын, Абу Йакуб Юсуф, начали завоевание Испании,
    которое завершилось при Альманзоре созданием могущественного Альмохадского
    эмирата со столицей в Севилье. Блестящий двор Альмохадов прославился как
    центр искусства и науки, знаменитый прежде всего тем, что при нем
    находились такие ученые, как великий Ибн Рушд (Аверроэс) и Ибн Туфайл. Но
    европейские монархи наступали. Победа Альманзора при Аларконе в 1195 году
    лишь ненадолго укрепила, положение мусульман. В период правления его сына
    Мухаммеда ал-Насира соединенные силы королей Кастилии, Арагона и Наварры
    нанесли Альмохадам тяжелое поражение в битве при Лас Навас де Толоса в
    1212 году. В 1257 году Альмохады навсегда покинули Испанию.
    Марокко - Мариниды и Ваттасиды (1196-1549)
    Мариниды наследовали Альмохадам в Марокко и Центральном Магрибе, поделив
    их владения с Тунисскими Хафсидами. Племя марин входило в состав
    берберского племенного союза зенаты. Их культурный уровень был низким, так
    же как и твердость в вере. Поначалу они прельстились богатствами
    Альмохадов и Альморавидов. Впервые они вторглись в Марокко из Сахары в
    1216 году, но были остановлены Альмохадом Абу Саидом. Взять Марракеш им
    удалось только в 1269 году, а Сиджильмасу они завоевали через четыре года.
    Обосновавшись в Марракеше и сделав своей столицей Фес, Мариниды попытались
    подчинить себе весь Магриб. Одновременно с этим они предпринимали вылазки
    против Испании и даже выиграли сражение под Эсихой в 1275 году. Но,
    потерпев сокрушительное поражение при Рио-Саладо в 1340 году от
    соединенных войск Альфонса XI Кастильского и Альфонса IV Португальского,
    Мариниды оставили попытки завоевать Испанию. В Северной Африке Мариниды
    воевали с соседями, но вытеснить их из Туниса им не удалось. К концу XIV
    века династия Маринидов стала клониться к упадку. В 1401 году король
    Генрих III Кастильский напал на Тетуан, а в 1415-м португальцы захватили
    Сеуту, что вызвало в Марракеше мощную волну протеста против правителей.
    Это позволило представителям племени ваттас, боковой ветви Маринидов,
    захватить власть де-факто. Сначала Ваттасиды были регентами при юном
    Мариниде Абд ал-Хакке II, а когда он попытался править самостоятельно, то
    был убит. Ваттасид Мухаммед I аш-Шейх в 1472 году был провозглашен
    султаном в Фесе, который он отвоевал у Идрисидов, но его преемники не
    удержались у власти. Обращение за помощью к Османам в 1549 году осталось
    без ответа.

    Тунис и Восточный Алжир - Хафсиды (1228-1574)

    Хафсиды, самая значительная династия в истории Ифрикийи, получила свое
    название от имени шейха Абу Хаф-са Умара (ум. в 1176 г.), ученика Ибн
    Тумарта и одного из военачальников Абд ал-Мумина. Его потомки занимали при
    Альмохадах разные важные должности, в том числе и наместников в Ифрикийе.
    Один из таких наместников, Абу Закарийа Йахйа I, в 1237 году отказался
    признать власть Альмохада Абд ал-Вахида и двинулся на запад. Он захватил
    Константину, Буджаю и Алжир, сделал своими данниками Абд ал-Вадитов
    Тлемсена и подчинил себе Маринидов. Его наследник в 1270 году сумел
    отразить нападение Людовика IX Французского и Карла Анжуйского, после чего
    взял себе титулы халифа и повелителя правоверных, поскольку считал себя
    наследником Аббасидов. При этой династии в Тунисе бурно развивались
    торговля, искусства и ремесла. В XIII веке Хафсиды ввели у себя систему
    обучения в медресе, уже известную на востоке.

    Марокко - Саадиты и Филалиды (1511- )

    Большое влияние марабутов и значительный социальный авторитет шорфа
    особенно характерны для Марокко. Шерифы (классическая форма - шурафа,
    шариф - ед. ч.) в широком смысле - это потомки Пророка, но большинство
    родов шорфа в Марокко вели свои родословные от внука Пророка Хасана ибн
    Али. Что же касается шерифов из рода Сзади (их называли также Хасани) и из
    рода Филали, то они происходили от внука Хасана, Мухаммеда ан-Нафса
    аз-За-кийи (ум. в 7б2 г.). Первыми из шерифов, пришедших к власти в
    Марокко, были Идрисиды, но потом там правили различные берберские
    династии. Время правления шерифов настало в XVI веке, когда власть
    Ваттасидов в Фесе пошла на убыль. При шерифе Мухаммеде ал-Махди ал-Каим
    би-амр-аллах алжирские турки и португальцы были вынуждены уйти из Марокко.
    Затем Ахмад ибн ал-Мансур занял Тимбукту и расширил свои владения от
    Сенегала до Варну. В XVII веке внутренние мятежи поколебали власть
    Саадитов, но верховную власть в Марокко укрепили шерифы из рода Филали (их
    именуют также Алавитской династией). В XVIII веке был уничтожен последний
    опорный пункт португальцев. Две войны - с Францией в 1844-м и Испанией в
    1859-1860 годах были очень тяжелыми и опустошили страну. В 1912 году
    Франция объявила протекторат над Марокко, но утверждать его на деле ей
    пришлось на протяжении двадцати лет. В 1956 году Марокко снова стало
    независимым государством.

    Ливия - Сануситы (1837- )

    Основатель династии Великий Сануси родился в Алжире в конце XVIII века.
    Учился в Фесе, испытал сильное влияние дервишей и суфиев Марокко. Потом он
    учился в Хиджазе, а в 1837 году основал в Мекке собственный суфийский
    орден (тарика) Санусита. Сануситы отличались строгой организацией, они
    уповали на воссоединение и духовное возрождение всех мусульман, на
    пришествие Махди, который должен будет восстановить главенство
    первоначального ислама. Сануситы находились в первых рядах сопротивления
    французам в Центральном Судане. Почти тридцать лет они были центром
    сопротивления итальянцам в Ливане. Вступление Италии в 1915 году в первую
    мировую войну на стороне союзников вынудило сануситов искать поддержки у
    Турции. Путь, пройденный родом Сануси, отражает духовные искания мусульман
    в современном мире.



    ← назад   ↑ наверх