• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Сражение при Айн Джалуте. Eгипетские мамлюки
    1260

    Первыми удар татаро-монгольских полчищ приняли на себя восточные провинции
    Халифата - Хорезм и Хорасан. В правление султана Малик-шаха наместником
    Хорезма был Ануштегин Гарчак, бывший ташдар султана. Его преемники стали
    наследственными правителями и приняли титул хорезмшахов. Внук Ануштегина
    Гарчака, Атсыз, в борьбе с султаном Синджаром за Мавераннахр заключил союз
    с кара-китаями - языческими племенами, обитавшими за Сыр-Дарьей.
    Сын Малик-шаха, Синджар, правил в Хорасане более шестидесяти лет. После
    смерти брата Мухаммеда в 1118 году Синджар был признан старшим в роду
    Сельджукидов и верховным султаном. В 1141 году кара-китаи нанесли ему
    сокрушительное поражение, после чего Мавераннахр перешел под власть
    хорезмшахов. Постепенно хорезмшахи распространили свое влияние от границ
    Индии до Анатолии. Но в 1220 году в Мавераннахр вторгся Чингиз-хан, и
    правление хорезмшаха Джалал ад-дина прошло в героических, но тщетных
    попытках преградить путь монгольской лавине, хлынувшей на Средний Восток.
    Письменная история монголов началась только в конце XII-начале XIII века с
    появлением "Тайной истории монголов". Некоторые персидские и китайские
    источники того времени также содержат первые упоминания о них.
    Отец Чингиз-хана, Есюгей, был ханом монгольского племени. Собственное имя
    Чингиза было Темучин ("Кузнец"). Когда он был еще только подающим надежды
    молодым воином, ему покровительствовал вождь племени кереитов Тогрыл, или
    Онг-хан. Но, окрепнув, Темучин поссорился с ним и разбил в сражениях
    сначала его, а потом и своего монгольского соперника Джамуку. К тому
    времени Темучин уже носил титул Чингиз (от тенгиз - "море"). После этих
    побед, на курултае, совете старейшин, он был провозглашен вождем всех
    монгольских племен. Затем Чингиз-хан пошел войной на тибетских тангутов на
    северо-западе Китая, в 1213 году захватил их земли и опустошил Пекин, в
    котором правили императоры из династии Цзинь. Война с Северным Китаем
    продолжалась в общей сложности десять лет.
    В 1218 году Чингиз-хан присоединил к своим владениям Семиречье в Северном
    Туркестане, что дало ему общую границу с Халифатом. Вскоре в Отраре
    произошло столкновение между хорезмшахом и монгольским посольством - послы
    Чингиз-хана вели себя крайне оскорбительно. После их отъезда хорезмшах
    казнил нескольких монгольских купцов, остановившихся в Отраре. Чингиз-хан
    потребовал выдать убийц, но его гонец также был казнен. Чингиз-хан объявил
    хорезмшаху войну, вторгся в Мавераннахр и в 1220 году завоевал его. Сын
    Чингиз-хана, Толуй, был послан с армией в Хорасан. Хорезмшах Джалал ад-дин
    ценой потери своего войска разбил монголов в 1221 году в сражении в
    Парванской степи, после чего был вынужден бежать в Индию. Тем временем два
    других сына Чингиз-хана, Джочи и Чагатай, действовали в землях по нижнему
    течению Сыр-Дарьи и обратили этот край в пустыню.
    Метод ведения войны у Чингиз-хана был предельно жесток - без правил.
    Поголовно истреблялись все, кто попадался на глаза монгольским воинам:
    женщины, дети, старики, монахи, где бы те ни находились - в домах, в
    полях, на улицах или в храмах. "Мертвые не бунтуют", - любил повторять
    Чингиз-хан. Ужас и оцепенение охватили народы Халифата - они вдруг
    увидели, насколько они беззащитны перед этим Молохом, перемалывающим людей
    без устали, днем и ночью, от которого нигде нельзя было спрятаться. Толпы
    беженцев устремились в западные провинции Халифата. Цветущие города
    Хорезма и Хорасана обезлюдели, поля опустели, дворцы и жилища стояли
    разграбленные, кровь мирных жителей лилась рекой. Так продолжалось четыре
    года.
    Огнем и мечом пройдя по востоку Халифата, сея смерть и разорение, монголы
    в 1222 году повернули на Русь, переправились через Волгу, но, не найдя в
    тех землях достаточной для себя добычи, возвратились за Аму-Дарью.
    В 1224 году Чингиз-хан ушел в Монголию.
    Незадолго до своей смерти в 1227 году Чингиз-хан выделил каждому из своих
    сыновей территории (юрт, или нунтук). Самый старший, Джочи, умер раньше
    отца, но его наследство - Западная Сибирь и Кипчакская степь - перешло к
    его сыновьям, Бату и Орде. Территория этого удела включала области Южной
    Руси и Хорезм. Позднее на землях Бата и Орды образовались ханства в
    России, Сибири и Туркестане: Крымское, Астраханское, Казанское,
    Касимовское, Тюменское, Бухарское и Хивинское.
    Западная Сибирь - восточная часть наследства Джочи - перешла к его
    старшему сыну Орде, который, став официальным главой потомков старшего
    сына Чингиз-хана, основал на своих землях Белую Орду. Западная половина
    удела Джочи - Хорезм и Кипчакская степь в Южной Руси - отошла к его
    второму сыну Бату. Бат напал на Русь и разорил ее города, в том числе
    Новгород и Киев. Затем он пошел войной на Польшу и Венгрию. В 1241 году
    войско Бата одержало победу под Лигницей и, преследуя венгерские войска
    короля Бела IV, дошло до побережья Адриатики. Своей столицей Бат сделал
    город Сарай на Волге, возникший на месте расположения его первоначальной
    ставки. Земли Бата стали называться Золотой Ордой. Позднее Токтамыш
    объединил Белую и Золотую Орду и возобновил набеги на Русь. В 1382 году он
    разорил Нижний Новгород и Москву. Но, выступив против Тимура, Токтамыш
    потерпел поражение и бежал к литовскому князю Витовту. Тимур захватил его
    столицу Сарай.
    Потомки Бата, начиная с хана Озбега (ум. в 1341 г.), были мусульманами,
    установившими мирные отношения с правителями Анатолии, Сирии и Египта.
    Однако рост могущества Османов, которые после победы над Византией стали
    претендовать на главенствующее положение в исламском мире, затруднил эти
    связи. Чингизиды, ханы Средней Азии и Сибири, редко добивались славы и
    признания как могущественные правители, покровители наук и искусств или
    борцы за веру.
    В XV веке Западная Сибирь перешла к потомкам младшего сына Джочи -
    Шайбана. Одна из ветвей Шайбанидов, которую представляли ханы Тюмени,
    правила в Сибири до XVII века. Большая же часть Шайбанидов переселилась в
    Мавераннахр и Хорезм, где они стали известны под именем Узбекидов. Эти
    потомки Джочи считаются предками современных узбеков. Впервые ненадолго
    захватил Хорезм Шайбанид Абу Хайр Убайдаллах в 1430 году. Его внук,
    Мухаммед Шайбани, отвоевал Хорезм у Тимуридов в 1505 году. После гибели
    Мухаммеда Шайбани в 1510 году Хорезм отошел к Сефевидам Ирана, а через год
    был окончательно отвоеван Араб-шахидами, боковой ветвью Шайбанидов. В
    течение XVI века Шайбаниды вели непрекращающиеся войны с Сефевидами. Союза
    с Узбекидами-Шайбанидами искали Османы и Великие Моголы. Джаниды,
    пришедшие на смену Шайбанидам и связанные с ними родством, стали называть
    Хорезм Хивой, и так появилось Хивинское ханство.
    В 1359 году в Крыму обосновалась еще одна ветвь потомков Джочи, а именно
    ветвь Тока-Темюра. Сначала они были данниками Токтамыша, но в XV веке
    образовали независимое ханство во главе с Хаджжи Гиреем I (ум. в 1466 г.).
    Родовое имя ханов, Гирей, образовано от названия рода Керей, оказавшего
    поддержку Хаджжи. В конце XIV века возвышение Польско-Литовского,
    Московского княжеств и крымских татар ослабило политическое могущество
    ханов Золотой Орды. Именно крымский хан Менгли-Гирей в 1502 году стал ее
    воспреемником, вернее того, что от нее осталось после образования
    отдельных ханств - Астраханского (завоеванного Россией в 1554 году),
    Казанского (завоеванного Россией в 1552 году) и Касимовского
    (существовавшего до 1681 года, когда последние ханы перешли в
    христианство). Крымское ханство стало одним из самых долговечных
    государств Чингизидов. Гиреи как наследники Золотой Орды несколько раз
    становились во главе и Казанского ханства. Столицей Крымского ханства был
    город Багча-Сарай (Бахчисарай). В XVI- XVIII веках зависимость Крымского
    хана от Стамбула проявлялась в том, что при дворе турецкого султана
    постоянно должен был находиться кто-нибудь из Гиреев в качестве заложника.
    В то же время Гиреи считались естественными союзниками Османов.
    Присоединение Крыма к России в 1783 году и усиление русского флота на
    Черном и Средиземном морях ослабили Османскую империю, что повлекло за
    собой потерю независимости Крымскими ханами.
    Второй сын Чингиз-хана, Чагатай, получил земли, простирающиеся на восток
    от Мавераннахра до Восточного, или Китайского, Туркестана. Западная ветвь
    потомков Чагатая в Мавераннахре вскоре оказалась в сфере влияния ислама,
    но позднее была свергнута Тимуром. Восточная ветвь, получившая Семиречье и
    бассейн реки Или, а также территории в бассейне реки Тарим по ту сторону
    Тянь-Шаня, долго не принимала ислам. Ее представители правили там до XVII
    века. После Чингиз-хана Чагатай пользовался большим авторитетом как
    признанный знаток монгольского племенного права (ясы). Чагатаиды дольше
    других монгольских династий сохраняли обычаи своих предков. Мубарак-шах
    первым из Чагатаидов принял ислам в 1266 году, но после него Дува и его
    потомки вернулись в 1291 году к язычеству. Колебаниями отмечено и
    дальнейшее правление этой династии. Затем Тармаширин (от первоначального
    имени Дхармашила - "Следующий дхарме", то есть буддийскому закону) принял
    ислам, но кочевые монголы в восточной части ханства восстали и убили его в
    1334 году.
    Третий сын Чингиз-хана, Огедей, унаследовал от отца, по обычаю монголов,
    титул Великого хана. Внук Огедея, Кайду, сохранил за собой владения на
    Памире и Тянь-Шане и до самой смерти в 1301 году воевал с Чагатаидами и
    Великим ханом Кубилаем. При Огедее (1227-1241) произошло окончательное
    завоевание Северного Китая - империи Цзинь и Кореи. Династию Сун в Южном
    Китае монголы свергли в 1279 году. Хотя у сына Огедея Гуюка было
    многочисленное потомство, после его смерти в 1249 году титул Великого хана
    перешел к другой ветви Чингизидов.
    Самый младший сын Чингиз-хана, Толуй, получил в удел собственно Монголию
    со столицей Каракорум. К его сыновьям, Монгке, а затем Кубилаю, перешел от
    ветви Огедея титул Великого хана. После смерти Монгке столица Великих
    ханов была перенесена в Пекин, или, как называли его монголы, Хан-балык
    ("Город ханов"). Владения этой ветви Чингизидов включали Северный Китай,
    где они правили до второй половины XIV века под именем династии Юань.
    Великие ханы в Пекине приняли буддизм, в отличие от остальных потомков
    Чингиз-хана, принявших ислам.
    Монголы захватили столь обширную территорию, что стала очевидной
    необходимость создания какой-либо государственной системы. Монгольский
    язык в ту пору еще не имел письменности. Ханы стали приближать к себе
    грамотных людей из покоренных народов - персов, уйгуров, китайцев - и
    перенимать те элементы государственного устройства, которые были доступны
    их пониманию. Сведениями об истории ранних монголов мы обязаны двум
    персам, состоявшим у них на службе,- Ата Малику Джувайни и Рашид ад-дин
    Фадлаллаху. После раздела территорий монголы стали самыми могущественными
    правителями мира. Но они были кочевниками, не приспособленными к тому
    чтобы развивать, окультуривать оказавшиеся в их распоряжении земли. Им
    нужно было все время перемещаться в поисках средств существования. Через
    десять лет после смерти Чингиз-хана монгольская лавина вновь обрушилась на
    Халифат. На этот раз она достигла Багдада, но была отброшена от столицы
    благодаря мужеству армии халифа. Монголы вернулись за Аму-Дарью. То же
    самое повторилось и в 1249 году. Каждое такое вторжение превращало земли
    Хорасана в пустыню.
    В 1251 году Великим ханом стал Монгке. Он поставил перед своим братом
    Хулагу задачу вернуть под власть Великого хана завоеванные монголами
    территории Западной Азии, так как после смерти Чингиз-хана прямой контроль
    над большей частью мусульманского мира к югу от Аму-Дарьи все более и
    более ослабевал.
    В 1253 году Хулагу двинулся на запад, объявив, что идет освобождать
    мусульман от исмаилитов. И действительно, первый удар он направил против
    их крепостей. В 1256 году сопротивление исмаилитов было сломлено, их глава
    отдал приказ сдаться на милость победителя. Аламут ("Орлиное гнездо") -
    неприступная в течение ста семидесяти лет цитадель Хасана ибн ас-Саббаха и
    его преемников - была разрушена до основания. После этого Хулагу стал
    готовиться к походу на Багдад.
    Семнадцатого января 1258 года армия халифа была разбита, 10 февраля халиф
    ал-Мустасим попал в плен, а 20 февраля казнен. Его дворец был разграблен и
    предан огню. Оставшиеся в живых наследники Аббасидов спаслись бегством в
    Египет. Следующей своей целью монголы поставили завоевание Сирии.
    После победы над халифом Хулагу получил от Великого хана титул Ильхан
    ("Повелитель народов"), перешедший затем к его потомкам, которых называют
    еще ильханами. В 1260 году Хулагу был готов напасть на Сирию, но его
    остановила весть о смерти Монгке. Как наследник высшей власти, Хулагу
    поспешил на восток, но в Тебризе узнал, что Великим ханом избран его брат
    Хубилай. Хулагу повернул назад, и тут на его пути встал двоюродный брат
    Берекай, принявший ислам и посчитавший своим долгом отговорить Хулагу от
    вторжения в Сирию, однако тот не стал его слушать и выступил в поход.
    Победы следовали одна за другой, поскольку страх перед монголами был так
    велик, что никакая сила не могла противостоять панике, начинавшейся всякий
    раз при их приближении.
    Сопротивление Хулагу оказали только мамлюки Египта - монгольские послы,
    прибывшие в Каир, были казнены.
    К власти в Египте мамлюки (букв, "принадлежащие") пришли в 1250 году,
    сменив наместников Айюбидов. Это была власть военных со строгой
    дисциплиной и иерархией. На вершине ее находился султан, затем - личные
    мамлюки султана, его гвардия, эмиры, командиры отрядов. Гражданские лица
    не имели права участвовать во властных структурах. Различают две линии
    мамлюкских султанов - Бахритов и Бурджитов, названные так в соответствии
    сместами расположения их главных казарм в ал-Бахре и в ал-Бурдже.
    Этнически Бахриты были кипчаками из южнорусских степей, чьими предками
    считаются также тюрки и курды. Бурджиты в основном были черкесами с
    Кавказа.
    Третьего сентября 1260 года в битве при Айн Джалуте сошлись армия ильхана
    и армия мамлюкских эмиров Кутуза и Бейбарса. Сначала монголы, внушающие
    ужас, начали было одерживать верх, но мамлюкская гвардия выдержала первый
    натиск и пошла вперед. Монголы дрогнули, потеряли строй, и Кутуз,
    воспользовавшись их замешательством, ударил по центру где сражался
    главнокомандующий Кетбога. Монголы оставили свои позиции и обратились в
    бегство. Кетбога попытался скрыться, но был схвачен и казнен по приказу
    Кутуза. Монгольская армия отступила за Евфрат, Сирия была освобождена. На
    поражение своей армии Хулагу ответил казнью заложников в Багдаде.
    Но после этой победы эмиры не поделили власть, и Бейбарс убил Кутуза,
    когда узнал, что тот замыслил обойти его и присвоить себе одному всю славу
    победителя монголов.
    Бейбарс стал первым мамлюкским султаном. Этот титул он получил от халифа
    ал-Мустансира, который также даровал Бейбарсу титул Малик аз-Захир
    ("Победитель").
    С этого времени успех перестает сопутствовать Хулагу. Бейбарс отбросил его
    от границ Египта, а в Малой Азии возросло сопротивление Османов. На
    следующий год халиф ал-Мустансир сам возглавил поход на Багдад, но
    потерпел поражение и погиб. Его преемником стал ал-Хаким I.
    В течение десятилетий мамлюки успешно отражали нападения монголов.
    Бейбарс, герой ислама, вел с ними непрекращающиеся войны в Сирии и
    Анатолии, но еще больше он воевал с крестоносцами и христианами Дамаска,
    которые в свое время призвали монголов в союзники против мусульман. В
    итоге под властью франков остались лишь Триполи и Акка. Бейбарс установил
    дружеские отношения с Берекаем Кипчакским, двоюродным братом Хулагу. Сирия
    и Египет составляли неразрывное единство на протяжении двухсот сорока лет.
    Мамлюки были военной кастой, и это сыграло решающую роль в сохранении
    Аббасидской династии и Халифата.
    В период, когда Багдад находился под властью монголов, центром исламского
    мира стал Каир. К концу XIII века города на средиземноморском побережье
    были очищены от крестоносцев, а в XIV веке прекратило свое существование
    царство Рубенидов в Малой (Киликийской) Армении. Благодаря этим событиям
    мамлюки приобрели во всем мусульманском мире громкую славу сокрушителей
    язычников-монголов и неверных. Их владения простирались до Киренаики на
    западе, до Нубии и Массавы на юге, до гор Тавра на севере. Под их защитой
    находились священные города - Мекка и Медина.
    В XV веке своими главными врагами мамлюки считали Османских султанов.
    Однако необычайная энергия и военное искусство последних обеспечили им
    перевес. В 1516 году в битве при Мардж Дабике близ Алеппо был разбит
    последний мамлюкский султан Кансух ал-Гаури. Вслед за этим Селим I Грозный
    занял Сирию и Египет. Мамлюки стали пашалыками Османской империи, хотя
    военное сословие продолжало играть важную роль в управлении Египтом.
    Потерпев неудачу при попытке завоевать Сирию, Хулагу стал править от имени
    Великого хана Ираном, Ираком, Закавказьем и Анатолией. Мамлюки, развеявшие
    миф о непобедимости монголов, заключили союз с Золотой Ордой, ханы которой
    приняли ислам. Ильханы, будучи немусульманами, в свою очередь попытались
    заключить союз с европейскими христианскими державами, крестоносцами из
    прибрежных городов Леванта и армянами Киликии. Жена Хулагу, Докуз-хатун,
    была христианкой-несторианкой. Ильханы благосклонно относились к
    христианству и буддизму.
    После смерти Великого хана Кубилая в 1294 году влияние Китая ослабло.
    Ильханы начали принимать ислам. Абу Сайд в 1324 году заключил мир с
    мамлюками и тем самым вопрос о Сирии был решен. Но Абу Сайд не оставил
    наследников, и его владения достались разным ветвям династии. Объединить
    доставшиеся потомкам Хулагу земли под властью одного государя удалось
    только Тимуру, да и то ненадолго. При ильханах произошло полное смешение
    вероисповеданий, языков и стилей, что далеко не обогатило культуру
    подвластных им стран. В государственных делах наступила такая же
    неразбериха. Наследники никак не могли договориться о сферах влияния.
    Собственного законодательства не было. Визирь ильхана Аргуна, иудей, счел
    необходимым обратиться к шариату. Первые пять преемников Хулагу были
    дикарями и ничему не хотели учиться. Сын Хулагу, Абака (1265-1282), умер
    от белой горячки. Его брат Токудар (1282-1284) стал мусульманином, за что
    его свергли родственники, поставив ильханом сына Абаки. Внук Хулагу, Газан
    (1295-1304), принял ислам вместе со своим войском, получил имя "Мухаммед"
    и попытался организовать управление государством по закону шариата. При
    нем началось какое-то движение к восстановлению государственных структур,
    существовавших в Халифате до монгольского нашествия, но наряду с шариатом
    силу закона имели также некоторые установления обычного монгольского
    права. Ходившие в обороте, на китайский манер, бумажные деньги (чау), были
    изъяты и заменены монетами. Газан умер от алкоголизма - наследственной
    болезни ильханов. Его брат, правивший в 1304-1316 годах, Олджайту
    Худа-бенде ("Благословенный") стал шиитом, чтобы отмежеваться от суннита
    Газана. Этот монгольский правитель при рождении был наречен Николаем по
    желанию его матери-христианки. Мусульманское имя "Мухаммед" он получил при
    принятии ислама. Насмешливые современники превратили его титул Худа-бенде
    в Хар-бен-де - "Слуга осла".
    Сыну Олджайту, Абу Сайду, было двенадцать лет, когда его возвел на престол
    правитель Хорасана Чобан, который фактически и управлял страной в течение
    одиннадцати лет. Сын Чобана, правитель Малой Азии Тимурташ, объявил себя
    Махди в пику отцу-сунниту. После смерти Абу Сайда земли ильханов распались
    намножество удельных владений, существовавших до тех пор, пока при Тимуре
    не случилась последняя волна татаро-монгольского нашествия, вновь
    опустошившая Переднюю Азию. Под властью этого всесильного временщика были
    объединены все владения ильханов: Хорасан, Герат, Керман, Фарс, Луристан,
    побережье Каспийского моря - Гилан и Ширван, Ирак, Азербайджан, Малая
    Армения и часть Месопотамии, Маридин и сельджукский султанат в Анатолии.



    ← назад   ↑ наверх