• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    От Алптегина до Махмуда Газневи.
    Война на пути Аллаха
    954-1030

    Начиная с 875 года Хорасаном и Маверан-нахром управляли наместники из рода
    Саманидов. Основателем его был крупный землевладелец Саман-худат из
    Балхской области на севере Афганистана. Саман-худат принял ислам, а
    четверо его внуков уже служили халифу ал-Мамуну в Хорасане: Нух был
    наместником Самарканда, Ахмед - Ферганы, Йахйа - Шаша, а Иляс - Герата. В
    875 году халиф ал-Мутамид назначил Насра ибн Ахмеда наместником всех
    провинций Мавераннахра. Во время своего правления Саманиды успешно
    отражали набеги степных тюрок-язычников, и при них Мавераннахр и Фергана
    окончательно были присоединены к Халифату.
    В 893 году Исмаил ибн Ахмед продолжил завоевания: напал на карлуков в
    степях за Сыр-Дарьей, а затем захватил их столицу Талас. Саманиды наводили
    страх своей военной мощью, обеспечивавшей безопасность границ Халифата и
    караванных путей в Средней Азии. В то же время их резиденция в Бухаре была
    блестящим центром арабской учености, искусства и литературы. В правление
    Саманидов Фирдоуси начал переводить на арабский язык иранский эпос
    "Шах-намэ".
    В 900 году Исмаил ибн Ахмед разгромил и взял в плен Амра ибн Лайса, за что
    халиф пожаловал ему управление Хорасаном, где до него правили Тахириды и
    Саффариды. Так Саманиды стали самыми могущественными наместниками на
    Иранском Востоке, а их данниками были правители отдаленных областей -
    Хорезма и Систана. Кроме того, Саманиды оказывали влияние на местные
    династии в Афганистане - до самой границы с Индией.
    Но Саманиды не смогли сохранить свое могущество, и в этом смысле
    поучительна история Алптегина, эмира Саманидов, дослужившегося до этого
    звания из гулямов. На протяжении многих лет Алптегин был главнокомандуюшим
    саманидского войска. Однажды, пополняя гвардию наместника, он набрал в
    Нишапуре тридцать тюркских юношей, среди которых был Себуктегин, отец
    будущего султана Махмуда Газневи. Во время представления их наместнику
    Алптегин заметил в разговоре с ним, что необходимо подобрать кого-нибудь
    на освободившееся место висак-баши. Ахмед ибн Исмаил сразу же указал на
    Себуктегина. Алптегин возразил, что перед ним новобранец, еще ничему не
    обученный, но наместник не стал менять своего решения, ответив эмиру, что,
    видно, такова была воля Аллаха, раз он указал на этого юнца.
    Получить звание висак-баши без необходимой для этого семилетней службы -
    это был счастливый случай для восемнадцатилетнего юноши. Алптегин стал
    лично контролировать Себуктегина, испытывать его исполнительность и
    надежность. Молодой воин показал себя в высшей степени ответственным
    командиром. Так возникла легенда, что неспроста судьба была столь
    милостива к этому никому не известному тюрку, что, вероятно, он знатного
    происхождения и, может быть, даже является потомком Йездигерда III.
    Прохождение службы гулямом-гвардейцем заключалось в следующем. Первый год
    - служба в пешем строю без права садиться на коня. На второй год гулям
    получал турецкую лошадь, седло и уздечку из необделанной кожи, а также
    простую одежду. На третий год выдавалось оружие - длинный персидский
    меч-караджур, а на четвертый - налучие и колчан. После этого гуляму
    полагалось хорошее седло, уздечка, палица и форменная одежда -
    каба-и-дараи. На шестой год службы гулям получал звание кравчего, ему
    выдавалась соответствующая парадная форма и серебряный кубок - знак
    отличия, который гулям носил на поясе. Седьмой год гулям служил при
    государе, ведая его парадным гардеробом. На восьмом году гулям имел чин
    висак-баши, четырехместную палатку, черный войлочный головной убор,
    расшитый серебром, одежду из гянджийской ткани и три гуляма в подчинении.
    После этого, на девятый год службы, гуляму присваивалось звание
    хейль-баши, командира гвардейского подразделения, затем - хаджиба двора, а
    на одиннадцатый год он мог быть назначен эмиром, но не ранее
    тридцатисемилетнего возраста. Минимальное жалование воина в Халифате
    составляло двести дирхемов в год (или 16,6 динара). В зависимости от
    звания, размер жалования возрастал до ста шестидесяти шести динаров в год.
    Как и многие другие полководцы Халифата, Алптегин прошел все эти служебные
    ступеньки. Начинал он у Ахмеда ибн Исмаила, затем служил его сыну, Насру
    ибн Ахмеду, стал сипах-саларом Хорасана при внуке - Нухе ибн Насре. Когда
    Нух ибн Наср умер, придворные из Бухары прислали Алптегину запрос, кого из
    двух претендентов он советует выбрать наместником Маверан-нахра -
    сорокадвухлетнего брата Нуха или его шестнадцатилетнего сына Мансура.
    После некоторого раздумья Алптегин ответил, что старший претендент более
    опытен в делах и мог бы управлять провинцией, пока Мансур подрастет и
    станет подходящим для этой должности. Придворные выбрали Мансура. Алптегин
    был огорчен их лукавством, не понимая, зачем было спрашивать у него
    совета, если они все уже решили сами. Но интриганы таким образом хотели
    расправиться с Алптегином.
    Мансур, подстрекаемый злопыхателями, утвердился в мысли, что Алптегин его
    враг, поскольку советовал отдать наместничество не ему, законному
    наследнику, а дяде. Мансур захотел убить Алптегина, которому в ту пору
    было уже далеко за семьдесят. Узнав об этом, войско встало на сторону
    Алптегина и предложило ему свою помощь, но Алптегин поступил иначе. Он
    раздал все свое имущество и в сопровождении двухсот верных гулямов
    отправился на джихад в Индию. Сначала он ушел к Балху, а затем в Газну в
    Восточном Афганистане. По пути к Алптегину присоединилось много
    добровольцев.
    Бухарские интриганы уговорили Мансура догнать Алптегина и уничтожить.
    Мансур послал шестнадцатитысячный отряд, который прибыл в Термез и
    переправился через Аму-Дарью. Алптегин не принял вызова и отступил, сказав
    о Мансуре: Юн - ребенок и не знает еще цены человеку. Он слушает
    нескольких злодеев и негодяев. Он не различает правильного от гибельного,
    хочет освободиться от меня, поддерживающего их род, а не может избавиться
    от клеветников, считая друзьями тех, кто желает ему зла". Алптегин ушел в
    сторону Хульма и укрепился в узком ущелье. Войско Мансура осадило его, но
    Алптегин отказался от сражения. Через два месяца Себуктегин решил
    ослушаться господина и с тремястами гулямами, бывшими в его подчинении,
    неожиданно напал на осаждавших, застав их врасплох, и многих перебил. А
    когда они оправились и выступили против него, укрылся в ущелье. Увидев,
    что столкновение неизбежно, Алптегин решил действовать хитростью.
    Отступая, он заманил войско эмира в западню, а затем, напав на него из
    засады, обратил в бегство. После этого Алптегин пошел на Завулистан -
    область к югу от Балха и Тохаристана. Он завоевал города Бамиан, Кабул и
    Газну. Жители Завулисгана устрашились, но когда увидели, что Алптегин
    никому не позволяет грабить и убивать мусульман, пригласили его стать
    эмиром Газны. Оттуда Алптегин отправился в Индию и вернулся с богатой
    добычей. Власть Алптегина очень скоро распространилась на Хорасан,
    Мавераннахр, Систан, Белуджистан и Индию - до местности Гуджарат. Мансур,
    видя такой ущерб своему авторитету, послал против Алптегина
    двадцатипятитысячное войско во главе с Абу Джафаром. Алптегин разбил его с
    шестью тысячами всадников. Мансур больше не решался продолжать военные
    действия.
    Через некоторое время индийский царь разорвал мирный договор с Алптегином
    и собрал против него стопятидесятитысячное войско, в составе которого
    находилось пятьсот боевых слонов. На помощь Алптегину пришли двадцать
    тысяч добровольцев. Напав на индийцев, Алптегин многих из них перебил, а
    затем отступил. Индийская армия, преследуя его, вступила в долину, не
    зная, что та заперта горами. Алптегин занял выход из нее, и два месяца
    индийцы простояли в долине, отражая набеги газиев. В этих стычках особенно
    отличился Себуктегин. В конце концов индийский царь запросил пощады и
    согласился, вернувшись в Индию, собрать дань. Алптегин выпустил его, но
    царь тайно приказал несдавать крепостей, когда Алптегин пойдет за выкупом.
    Узнав об этом замысле, Алптегин сказал: "Ныне они разорвали договор со
    мной", - и снова пошел войной на индийские города.
    В 963 году в одном из военных походов Алптегин умер. Его войско, находясь
    во враждебном окружении, решило избрать временного эмира, чтобы не
    показать упадка духа после смерти Алптегина. Самым достойным оказался
    Себуктегин.
    Пересказав эту историю Алптегина, Низам ал-Мулк замечает: "Династии,
    царства и города держатся на людях, подобных Алптегину, который некогда
    был простым гулямом, а им крепло правление Саманидов. Не уразумели его
    значения, а когда он ушел из Хорасана, ушло и счастье из рода Саманидов.
    Ханы Туркестана пошли в поход на них, захватили многие владения. Нужна
    целая жизнь и благоприятный случай, чтобы заполучить достойного и
    испытанного полководца. Не следует упускать хороших воинов и слуг".
    Алптегин стал первым правителем Газны. После него эмирами были Иса ибн
    Алптегин, Бильгятегин и Пири. Себуктегин был одним из командиров, пока не
    стал эмиром в 977 году. Себуктегин взял в жены дочь раиса Завулистана,
    отчего его сына Махмуда называли еще Завули.
    В 994 году после блестящих побед в Афганистане и Индии Себуктегин
    разгромил у Абиварда армию хорезмшаха Абу Али Мамуна, за что получил титул
    Насир ад-даула ва-д-дин ("Защитник державы и веры"), а его сын Махмуд -
    титул Сайф ад-даула ("Меч державы").
    После смерти Себуктегина Махмуд занял место отца. Махмуд завоевал страну
    Нимруз, присоединил к Газне Хорасан, прошел в Индии до города Сумнат,
    откуда привез статую главного идола индийцев - Маната. Махмуд первым в
    Халифате получил титул султана. На весь исламский мир он прославился как
    сокрушитель неверных - кроме победы над индийцами Махмуд усмирил еретиков
    в Ираке, а затем очистил от них Керман, где бесчинствовали племена куджи и
    белуджи. Махмуд имел лучшую в Халифате армию, что позволило ему пройти по
    долине реки Ганг до городов Муттра и Канаудж. Его государственный ум
    позволял в корне пресекать попытки подорвать авторитет законной власти и
    внести хаос в дела управления. Существует легенда, что Махмуд сам стал
    именовать себя султаном - титулом халифов. Но вот в "Табакат-и-Насири"
    говорится следующее: "Махмуд Гази был великим правителем среди всех,
    первым полководцем, кого стали именовать из столицы Халифата титулом
    султана".
    Халиф ал-Кадир пожаловал Махмуду маншур (грамоту) на владение Хорасаном и
    титулы Вали Амир ал-муминин, Йамин ад-даула, Амин ал-милля. За победу над
    еретиками и казнь фатимидского проповедника Тахарти Махмуд получил еще
    титулы Низам ад-дин ("Порядок веры") и Насир ал-хакк ("Защитник истины").
    Сын Махмуда Газневи, Масуд, унаследовал от отца владения, простирающиеся
    от Лахора до Самарканда и Исфахана.





    ← назад   ↑ наверх