• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Халифат ал-Мутасима I.
    "Три победы, без которых прекратился бы ислам"
    833-842

    После того как военные неудачи выявили низкую боеготовность армии, халиф
    ал-Мутасим I заменил персов тюрками, более способными к несению военной
    службы. Впервые они проявили себя как надежные командиры отрядов при
    халифе ал-Мансуре, когда начальником гарнизона был назначен тюрок.
    Поднимаясь по служебной лестнице, тюрки стали входить и в состав
    генералитета, как, например, знаменитый Хейдар ибн Каус и Усрушаны, больше
    известный как Афшин.
    Халиф ал-Мутасим довел число тюрок в армии до семидесяти тысяч человек. К
    этому его побудила еще и измена гарнизона пограничной крепости Тианы.
    Выступление было подавлено, а крепость срыта. Халиф прекратил войну с
    Византией, распустил войско и вернулся в Багдад. Там оно было набрано
    заново - в основном из тюрок и берберов. Сразу же после этой реформы
    последовали военные успехи в сражениях с Бабеком и византийцами. Персы,
    лишенные солдатского довольствия, подняли мятеж. Он был скоро подавлен, но
    оставшиеся без дела солдаты продолжали представлять собой постоянную
    угрозу для халифа, Ал-Мутасим решил перенести свою резиденцию в Самарру,
    которая через год стала столицей Халифата. Это был первый "Версаль",
    повторенный потом при французском дворе.
    Низам ал-Мулк писал: "Наилучшее, что может совершить государь, это хранить
    истинную веру, так как государство и вера подобны братьям. Всякий раз,
    когда в государстве происходят смуты, происходит также и порча веры, а
    когда терпит ущерб дело веры, то колеблется и государство, смутьяны
    забирают силу, у государей теряется власть, появляется ересь, отступники
    приобретают силу".
    Как правило, противники законной власти в Халифате прикрывались лозунгами
    о "чистоте ислама", а сами были отступниками или зиндиками, магами. Во
    времена влиятельных бармакидов такие явления протекали скрытно, потому что
    высокопоставленные представители этого семейства предпочитали
    договариваться с неверными, стараясь всегда держать наготове собственные
    резервы в игре против халифа.
    Так государственные дела оказались в том состоянии, в котором они
    находились при Омейядах. После смещения визиря и его сыновей все это
    вскрылось, но неверные уже набрали силу и на десятилетия обеспечили бунты
    и мятежи в Иране и Хорасане.
    В Азербайджане Бабек удерживал власть с 817 по 838 год, когда он, разбитый
    Афшином, бежал, но был выдан своими же приспешниками и казнен. Ат-Табари
    указывает, что за время правления Бабека было убито сто пятьдесят с
    половиной тысяч мусульман.
    Войну с Бабеком начал халиф ал-Мамун, предприняв успешный поход против
    него в 827 году, но мятежники из округа Исфахан собрались и отправились в
    Азербайджан на помощь отступавшему Бабеку. Когда выяснилось, что
    наместники Азербайджана и Армении попустительствуют бунтовщикам, халиф
    послал против них Мухаммеда ибн Хамида ат-Таи с приказом первым делом
    сместить Зурейка ибн Али ибн Садака и лишь затем сразиться с Бабеком.
    Зурейк был схвачен, а его войско перебито. Ат-Таи стал наместником Казвина
    и Азербайджана. Между ним и Бабеком произошло шесть жестоких сражений, в
    последнем из которых, в 829 году, ат-Таи был убит. Хуррамдинцы-еретики,
    союзники Бабека, сочтя свой долг выполненным, вернулись в Исфахан. Гибель
    ат-Таи в этой войне за веру была тяжелой потерей для халифа. Вместо него
    ал-Мамун назначил Абдаллаха ибн Тахира. Бабек, оставшийся без союзников,
    отступил и укрылся в неприступной цитадели в горах.
    В 833 году, когда халиф двинулся с войском против Византии, восстали
    Исфахан, Фарс, Азербайджан и Кухистан. Бунтовщики грабили и убивали
    мусульман. Полководец Абу Дулаф тоже находился в Анатолии. Восставшие во
    главе с неким Али ибн Маздаком, захватив награбленное, отправились на
    соединение с Бабеком, отсиживающимся в цитадели. После безвременной
    кончины халифа ал-Мамуна халиф ал-Мутасим послал на войну с ними Исхака
    ибн Ибрахима, в распоряжении которого было сорокатысячное войско. В первом
    же сражении бунтовщики были перебиты и рассеяны. Но собравшись вновь в
    количестве десяти тысяч под предводительством брата Али ибн Маздака, они
    напали на Исфахан в тот момент, когда эмир Али ибн Иса ал-Куми со своим
    отрядом ушел на помощь халифу. Многие мирные жители были убиты, а их
    имущество разграблено. Ополчение Исфахана во главе с кадием сумело
    рассеять мятежников.
    В 836 году халиф ал-Мутасим направил Афшина на войну с хуррамдинцами. Эта
    война продолжалась два года. В 837 году император Византии Феофил, с целью
    отвлечь силы Афшина от Бабека, захватил две арабские крепости в верховьях
    Евфрата и дошел почти до Дамаска. Но спасти Бабека ему не удалось. Чтобы
    не отвлекать армию, халиф позволил императору вторгнуться в пределы
    Халифата. В конце концов Бабек был побежден благодаря военной хитрости
    Афшина, у которого было всего тридцать тысяч воинов против ста тысяч
    мятежников. В результате кровопролитного сражения Бабек попал в западню,
    был схвачен и доставлен в Багдад. Когда перед казнью халиф спрашивал его:
    "Для чего ты, собака, поднимал смуту, убил стольких мусульман?" - Бабек
    только рычал в ответ.
    Сразу после победы над Бабеком на повестке дня встал вопрос об отражении
    византийского нападения. Во главе огромной армии халиф двинулся из Тарса в
    Каппадокию, а Афшин шел отдельно - из Месопотамии к Мадатии. Неожиданно он
    наткнулся на самого императора. Афшин решил дать сражение, несмотря на
    превосходящие силы противника, поскольку увидел, что византийцы оказались
    в невыгодной для себя позиции - на дне узкого ущелья. Победа арабов была
    полной: греки бежали во Фригию. В это время халиф подошел к Амориуму и
    осадил его. Измена внутри самого гарнизона помогла захватить город. Вслед
    за этим ал-Мутасим бросил все силы на войну с мятежником Мазкаром Гябром,
    союзником Бабека, поднявшим восстание в Табаристане. Византийцы на разгром
    своей армии ответили лишь несколькими набегами на приграничные селения
    Халифата.
    Арабские историки признают, что у халифа ал-Мутасима I было три победы,
    без которых уничтожился бы ислам: первая победа - над императором румов,
    вторая победа - над Бабеком и третья победа - над Мазкаром Гябром из
    Табаристана. В Руме был взят Малый Константинополь, как еще назывался
    тогда город Амория, а Мазкар казнен вместе с Бабеком.
    Следует сказать несколько слов о такой неоднозначной личности, как Афшин.
    Он проявил себя в те времена, когда халиф ал-Мамун заключил мирные
    договоры с кабулшахом в Афганистане и с Кавусом, царем Усрушаны. Кавус
    принял ислам. Но когда халиф вернулся в Багдад, Кавус разорвал мирные
    отношения с Халифатом. Его сын Хейдар против воли отца перешел на сторону
    арабов и убедил халифа пойти войной на Усрушану. В 822 году отряд под
    командованием Ахмада ибн Абу Халида выступил в поход. Кавус обратился за
    помощью к тюркам, и те выслали ему большое подкрепление. Но арабы вошли в
    столицу Усрушаны раньше, поскольку шли короткой дорогой, указанной
    Хейдаром. Кавус и его второй сын, Фалл, попали в плен и были отправлены в
    Багдад. Там, после переговоров с ними, халиф назначил Кавуса наместником
    Усрушаны, а Хейдар остался при дворе. Хейдар верой и правдой служил
    халифам. В 832 году он победил мятежника Абдуса ал-Фихри в Египте, а в
    838-м - Бабека в Азербайджане. За победу над Бабеком ал-Мутасим подарил
    Хейдару двадцать миллионов дирхемов: десять миллионов лично ему и десять -
    его войску. Хейдар получил во владение область Синд. Также Афшин
    участвовал в победоносном походе халифа против византийского императора.
    После смерти отца Хейдар стал наместником Усрушаны, но без права покидать
    Ирак, чтобы вернуться на родину, по которой он тосковал, но куда его не
    отпускали, Афшин стал плести интриги. Он добивался того, чтобы у халифа
    возникло ощущение беспорядков, творящихся в Усрушане, которые потребовали
    бы личного присутствия наместника. Интриги Афшина были раскрыты, но это
    его не остановило и он организовал "заговор" против халифа. Когда в 840
    году и это стало известно, его арестовали вместе с сыном и бросили в
    темницу. Афшин умер в тюрьме в 841 году, а его сын вышел из нее лишь через
    двадцать пять лет. В день смерти Афшина стало известно, что он тайно
    исповедовал религию предков. Этот прославленный полководец Халифата был
    похоронен как отступник.
    Преемник халифа ал-Мутасима I, ал-Васик I ("Уповающий на Аллаха"), был
    молод, весел, любил роскошь и охоту. Во время его правления опять восстали
    хуррамдинцы в Исфахане. Они грабили караваны и убивали всех подряд,
    укрываясь потом в горах. Мятежи вспыхивали и в самом Багдаде.
    После смерти халифа ал-Васика I присяга была принесена его брату,
    ал-Мутаваккилу I. Новый халиф начал с проверки ведения дел в Халифате и
    посадил в тюрьму всех казнокрадов и придворных интриганов. Затем халиф
    отменил все прения о Коране. В 850 году он восстановил предписание о
    знаках отличия, которые должны были носить на одежде иноверцы. По приказу
    халифа в Багдаде были срыты две церкви. В 851 году догмат о сотворенности
    Корана, поддержанный халифом ал-Мамуном, был признан ересью, а верховный
    кади, мутазилит Ахмед ибн Абу Дуад, смещен со своего поста. Отменена была
    михна - испытание веры для законоведов, которое заключалось в том, что
    благочестие подтверждалось признанием сотворенности Корана. Запрещалось
    поклонение святым, чтобы "не придавать Аллаху подобных Ему", и все
    паломничества, кроме хаджжа в Мекку. Затем халиф пригласил из Мерва
    Тахирида Мухаммеда ибн Абдаллаха управлять Багдадом и Ираком. Мухаммед
    передал управление провинцией брату и явился к месту назначения. В 860
    году халиф переселился в новый дворец, названный по его имени Джафарийей.
    Но, изменив порядок наследования в пользу младшего сына, халиф
    спровоцировал дворцовый переворот и был убит в 861 году.
    Халифом стал его старший сын ал-Мунтасир, который через полгода умер.
    Вслед за этим началась борьба за власть между братьями ал-Мустаином I и
    ал-Мутаззом. Ал-Мутазз, набирая себе войско, вербовал в него негров в
    противовес тюркской армии брата. Налоги не поступали, жалованье не
    выдавалось. В итоге ал-Мутазз был убит в июле 869 года.
    Сын халифа ал-Васика I, Мухаммед ал-Мухтади, ставший халифом при поддержке
    эмиров-тюрок, был убит при попытке ограничить власть этих эмиров казнью их
    сыновей - Салиха ибн Васифа и Мухаммеда ибн Буги. В это же время некий Али
    ибн Мухаммед ал-Буркаи поднял восстание в Хузистане и Басре, привлекая на
    свою сторону оставшиеся без дела негритянские отряды. Прозвище ал-Буркаи
    означает "Закрытый покрывалом, как женщина", но этот авантюрист говорил,
    что онзакрывает лицо, чтобы "не ослепли окружающие от исходящего от него
    сияния". Буркаи претендовал на происхождение от Али и называл себя так.-
    Али ибн Мухаммед ибн Ахмед ибн Иса ибн Зайд ибн Али ибн Хусейн ибн Али ибн
    Абу Талиб. Позднее Буркаи получил еще одно прозвище - ал-Хабис ("Изверг").
    Восставшие захватили Ахваз, Басру, весь Хузистан и творили во всех этих
    землях бесчинства и злодеяния. Халиф ал-Мутамид неоднократно посылал
    против Буркаи войска, но мятежники их разбивали. Буркаи продержался у
    власти четырнадцать лет четыре месяца и шесть дней. Он был схвачен
    ал-Муваффаком, братом халифа ал-Мутамида, с помощью военной хитрости. Всех
    негров, служивших у Буркаи, казнили, а самого предводителя повесили в
    Багдаде в 883 году.





    ← назад   ↑ наверх