• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Основание Багдада
    762

    При Аббасидах наступает расцвет городов. Новую династию не устраивали ни
    Куфа, ни Басра. В центре провинции Месопотамии при халифе ал-Мансуре
    (754-775) была построена новая столица - город Багдад, получивший
    впоследствии много прозваний: "Город Мансура", "Город благоденствия" и
    другие. Среди орошаемых земель, недалеко от бывшей столицы Сасанидов -
    Ктесифона - был заложен город. В центре его находились резиденция халифа и
    главная мечеть, а затем кругами от центра располагались торговые ряды,
    жилые кварталы и прочие городские сооружения. Все они находились между
    стеной, защищающей резиденцию халифа, и внешней стеной города. Перед
    мощными городскими укреплениями высотой около двадцати метров был вырыт
    глубокий и широкий ров. Внутрь города вели четверо ворот, повторенных во
    внутренней стене, и каждая пара таких ворот соединялась сводчатой
    галереей.
    Но скоро границы города оказались тесными не только для торговцев и
    жителей, но и для халифа. Базары разрослись и заняли пригородный район
    Карху, а халиф со временем выстроил себе новый дворец на берегу Тигра. В
    Багдаде сходились торговые пути со всего света. В конце VIII века город
    перешагнул с западного берега Тигра на восточный, где был построен новый
    район Русафа. Три понтонных моста соединяли эти части столицы. К середине
    IX века Багдад, занимая площадь в четыре тысячи гектаров, превосходил
    своими размерами и Константинополь (1400 га), и Рим (1366 га). Город
    получил еще одно название: "Дар ас-селям" - "Обитель мира".
    Аббасиды строили и другие города. Среди них - Рафика, город на берегу
    Евфрата, рядом с древней Раккой. Халиф ал-Мансур построил Рафику в 772
    году для своего наследника ал-Махди. В том же году Куфа и Басра были
    окружены крепостными стенами, При таком размахе строительства нигде в
    исторических сочинениях не встречается упоминаний об использовании
    рабского труда. Труд наемных рабочих оплачивался настолько хорошо, что
    крестьяне даже оставляли свои поля, чтобы подработать на стройке.
    Последнее грандиозное строительство Аббасидов - основание еще одной
    резиденции, Самарры, на сто двадцать километров выше Багдада, по левому
    берегу Тигра. Эту кратковременную столицу Халифата время превратило в
    руины, по которым ныне трудно представить блеск и величие великолепного
    города.
    Много городов строилось в Северной Африке, в Испании. Крупнейшие среди них
    - Фес, основанный в 807 году, Оран, основанный в 903 году, Кордова. В
    Египте рядом с Фустатом фатимиды выстроили собственную резиденцию
    ал-Кахира ("Победоносная"), или Каир, а Фустат получил название Старый
    Каир. Поздний Омейядский и Аббасидский халифаты дали мусульманскому миру
    пять веков мирного существования и безопасные экономические отношения со
    всем миром. Если не считать грандиозные столицы-резиденции, то в среднем
    на каждые триста квадратных километров империи приходился город. В плотно
    заселенных местах их было гораздо больше, так что с минарета пятничной
    мечети можно было со всех четырех сторон увидеть соседние города. По
    сведениям средневековых географов, в Халифате насчитывалось до пятисот
    городов, не считая селений. Такой экономический подъем и духовный расцвет
    на столетия опередил европейское Возрождение. В Западной Европе лишь
    французский двор, начиная с Людовика XIV, мог соперничать с Аббасидским,
    дворцовый квартал которого в Багдаде тянулся вдоль Тигра на целый
    километр.
    При дворе халифа служило десять тысяч человек. Халиф ал-Мутадид, например,
    подсчитал, что на самые необходимые расходы по содержанию двора и гвардии
    ему необходимо семь тысяч динаров ежедневно. Гарнизон Багдада насчитывал
    тридцать тысяч человек. За порядком в столице следило девять тысяч конных
    и пеших полицейских. Кроме того, государственное содержание получали
    потомки Пророка, Али, сподвижников Пророка, Аббаса ибн Абд Мутталиба,
    министры, чиновники, свита главного визиря. Можно сказать, что не менее
    четверти населения столичных городов было связано с расположением в этих
    городах резиденций высокопоставленных лиц. Но главным центром жизни
    мусульманского города являлись базары. По сведениям историка Ибн Асакира,
    в Дамаске насчитывалось сорок базаров. Торговля тканями считалась самым
    достойным для благочестивого человека занятием. Торговцем тканями был даже
    Абу Ханифа, основатель одного из мазхабов фикха, крупнейший теоретик
    мусульманского права.
    При огромном размахе торговли в империи уже тогда существовала система
    расчетов, которая в Европе гораздо позднее получила название банковской;
    осуществлялись вексельные операции и безналичные расчеты. Впрочем,
    предпосылки этой системы существовали у арабов еще в домусульманские
    времена.
    Кроме градостроительства, в Халифате активно велись землеустроительные
    работы - сооружались оросительные системы и судоходные каналы. Евфрат был
    соединен с Персидским заливом, что сделало Басру гаванью.
    Что касается границ Халифата, то на протяжении столетий больше не
    предпринималось попыток их расширения, если не считать похода
    военачальника Зийада ибн Салиха против китайцев, вторгшихся в 751 году; в
    пределы Хорасана. Арабский отряд одержал победу в сражении на реке Таласе
    и захватил в плен двадцать тысяч китайцев.





    ← назад   ↑ наверх