• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Правление халифа Умара II
    ибн Абд ал-Азиза
    717-720

    Умар II был сыном брата халифа Абд ал-Малика - Абд ал-Азиза. В 706 году
    ал-Валид I назначил его наместником Медины. Там Умар создал совет из
    десяти благочестивых знатоков Корана и хадисов и постоянно обсуждал с ними
    законность или незаконность тех или иных административных мер халифа и его
    чиновников. Умар правил кротостью и этим привлекал сердца. В 712 году по
    донесению сурового администратора ал-Хаджжаджа халиф сместил Умара с поста
    наместника.
    Став после смерти Сулаймана халифом, Умар II не изменил себе и вернул
    высшей власти ту полноту духовности, которая была принесена в жертву
    жестокому порядку. Идеалом Умара II было правление первых халифов - Абу
    Бекра и Умара ибн ал-Хаттаба. Он полагал, что следующие за ними халифы
    хотя и старались во саву ислама, но со временем сильно исказили
    установления Пророка, так что необходимо было, обращаясь Корану, сунне и
    советам благочестивых, сделать все, чтобы вернуться на истинный путь.
    Установления Пророка неприкосновенны и неизменны; халифу нужно лишь
    следовать им. Поэтому первым делом Умар II отменил незаконный налог -
    джизью для новообращенных мусульман, введенный по распоряжению
    ал-Хаджжаджа. В отношении покупки земель мусульманами последовало
    возвращение к установлению Пророка о том, что земля принадлежит умме.
    Также халиф отменил налог харадж с горожан, поскольку это был поземельный
    крестьянский налог. Все деньги, собранные незаконным путем, были
    возвращены. Но поскольку государственные чиновники уже привыкли к
    безаконию, то и при Умаре II они продолжали красть под видом возвращения
    денег пострадавшим от произвола. Таким образом казна опустела.
    С другой стороны, воспрянули духом шииты, видя столь решительную перемену
    в уме и душе халифа. Они снова заговорили о законных правах Алидов на
    халифат. Умар II не препятствовал этому брожению умов, пока действия
    шиитов не переступали границ дозволенного.
    Умар II отменил проклятие халифа Али. В свое время ал-Хаджжадж потребовал
    от мусульман во время пятничной молитвы повторять публичное проклятие
    имени Али, провозглашаемое с минбаров, и казнил всех, кто отказывался
    делать это.
    Также и потомки Аббаса ибн Абд Мутталиба, дяди Мухаммеда, стали вести
    работу по возвращению Халифату законного правителя. Сын Аббаса, Абдаллах,
    выступал на стороне Али в его споре с Муавийей. После третейского суда
    Абдаллах удалился в Мекку, а затем перебрался в Таиф. Абдаллах ибн Аббас
    был первым толкователем Корана и пользовался у современников великим
    почетом. Его сын Али ибн Абдаллах, живя в Дамаске, проявлял чрезвычайную
    набожность - иногда в молитве он проводил целые дни. Халиф ал-Валид I
    выслал его из Дамаска, и Али ибн Абдаллах поселился в местечке к югу от
    Мертвого моря. Именно здесь во времена халифа Сулаймана, как гласит
    легенда, Абдаллах, сын Мухаммеда ибн ал-Ханафийя, внук халифа Али,
    торжественно передал права Алидов на халифат Мухаммеду, сыну Али ибн
    Абдаллаха. Впоследствии сын Мухаммеда, Абдаллах ибн Мухаммед ибн Али ибн
    Абдаллах ибн Аббас, родившийся в 722 году, претендовал на титул халифа.
    Аббасиды выдвинули лозунг: "Халиф - из семьи Пророка".
    В разгар всех этих событий халиф Умар II внезапно умер. После
    кратковременного правления Йазида II, халифом стал сын Абд ал-Малика -
    Хишам, правивший 724-743 годах. Вернулись к прежним способам
    государственного управления, установленным его отцом и ал-Хаджжаджем.
    При халифе Умаре II в 719 году арабы завоевали провинцию Согд. Согдийцы,
    не принявшие ислам, ушли в верховья реки Заравшан и по ее притокам - в
    южном и северном направлениях.
    Халиф Умар II избегал администрирования. Амил города Химса в Сирии написал
    халифу: "Разрушилась стена крепости Химса, надо ее поправить. Как
    распорядится повелитель правоверных?" Умар II написал в ответ: "Устрой
    крепости Химса стену из справедливости, очисти дороги от грабителей и
    страха, тогда не будет нужды в глине, кирпиче, камне и извести".
    Халиф Умар II в силу своей простоты, очищающей веру, и мудрости был
    чрезвычайно популярен у берберов. Притягательность такого образа правления
    так передал ученый-законовед Абу Сайд Хасан ал-Басри (ум. в 728 г.): "Не
    тот мудрый, кто больше знает по-арабски и владеет большим числом изящных
    выражений и слов арабского языка. Мудрец тот, кто сведущ в каждом знании.
    Для этого годится всякий язык, который знаком. Если кто-либо будет знать
    все предписания шариата и толкований к Корану на языке тюркском,
    персидском или румийском, а арабского не знает, все равно он является
    человеком возвышенного знания. Конечно, лучше, если он знает арабский!
    Всевышний ниспослал Коран на арабском, и Мухаммед - будь над ним
    благословение и мир Аллаха! - был арабом. А если у государя будет блеск
    небесного величия, державность и вместе с тем возвышенное знание, то он
    приобретет счастье двух миров, ибо не совершит ни одного поступка без
    знания, ни в чем не уступит неведению".





    ← назад   ↑ наверх