• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Преодоление смуты. Ал-Хаджжадж
    697

    Ал-Хаджжадж ибн Юсуф ал-Хакам ас-Сакафи родился в 660 году в Таифе.
    Сначала он был школьным учителем, затем перебрался в Сирию, где сумел
    привлечь к себе внимание халифа Абд ал-Малика.
    С первым же серьезным поручением он справился блестяще - благодаря ему в
    октябре 692 года армия мекканского шиита Абдаллаха ибн аз-Зубайра была
    разгромлена, а сам Абдаллах убит. Мекка, в течение двенадцати лет
    остававшаяся во власти шиитов, была усмирена. Абд ал-Малик назначил
    ал-Хаджжаджа сначала наместником Мекки, Медины и Таифа, а затем и всего
    Ирака, Так у халифа появился непреклонный страж порядка, такой же, каким
    был у Муавийи I его названый брат Зийад. Ал-Хаджжадж оставался наместником
    Ирана в течение двадцати лет.
    Получив назначение, ал-Хаджжадж прибыл в Куфу и, не отряхнув еще с одежды
    дорожную пыль, выступил в мечети перед собравшимися на молитву. Ответом на
    его речь было оцепенение слушателей. Требование наместника было несложным:
    полное повиновение; за ослушание - немедленная казнь. Через три дня после
    этой речи ал-Хаджжадж объявил поход, а тех, кто попытался уклониться,
    казнил на месте. Так командующий армией халифа Мухаллаб получил войска для
    подавления хариджитов в Фарсе и Кермане. Личность этого арабского
    полководца стоит того, чтобы о ней упомянуть. Мухаллаб ибн Абу Суфра
    родился в 628 году. Был очень смелым и находчивым в боях. С тремя
    наместниками Хорасана - ал-Хакамом ибн Амиром, Саидом ибн Усма-ном и
    Салмом ибн Зийадом (все Омейяды) - он трижды участвовал в завоевании
    областей за Аму-Дарьей. При всем этом он отличался тем, что часто не
    держал слова и так преуспел в этом, что когда его видели, то говорили
    вслед: "Ал-Мухаллаб идет врать". Девятнадцать лет он воевал против
    мятежников и бунтовщиков и в 698 году окончательно справился с ними. В
    награду за это Мухаллаб был назначен наместником Хорасана. Сразу же после
    прибытия к месту службы Мухаллаб собрал войско и напал на Кеш, Хутталь и
    Ходжент. После завоевания этих территорий он перенес резиденцию наместника
    Хорасана в Балх. Мухаллаб умер в 702 году.
    Период смуты в Халифате закончился в 697 году. Власть Омейядов упрочилась
    как никогда благодаря совершенной системе административного управления.
    Тогда же в Египте, где наместником был брат халифа Абд ал-Азиз, начался
    экономический подъем. Известно, что этот брат Абд ал-Малика "любил строить
    и восстанавливать". В 689-690 годах он построил новую резиденцию -
    настоящий город, получивший название Хелуан. В нем находилась главная
    мечеть, а также базары, жилые кварталы, бани. Христиане получили
    разрешение построить в нем два монастыря. Абд ал-Азиз восстановил канал в
    Александрии, порт и сам город, разрушенный Амром ибн ал-Асом. Египетский
    историк пишет, что после смерти Абд ал-Азиз оставил семь тысяч динаров,
    ношеную одежду, лошадей, слуг, торговые ряды и город Хелуан.
    Строительная активность Абд ал-Азиза в Египте совпала по времени с двумя
    важнейшими государственными реформами халифа. Первая заключалась в том,
    что в 697 году были введены арабские деньги взамен ходивших до сих пор
    золотых динаров и серебряных дирхемов византийского образца. На новых
    монетах уже не было изображения правителя, вместо этого на них были выбиты
    изречения из Корана, обозначение достоинства, год выпуска, имя халифа или
    наместника, имеющего право чеканить монету. Вторая реформа касалась
    государственного делопроизводства - во всем Халифате оно было переведено
    на арабский язык. Можно сказать, что с этого момента началась эпоха
    арабского письменного литературного языка. Также была предпринята
    очередная попытка окончательно устранить иноверцев - иудеев и христиан -
    из структур государственного управления. Для того чтобы связать отдаленные
    провинции Халифата с центром, вводилась широкая сеть почтовых станций.
    Начальники станций и гонцы должны были обеспечивать оперативное сообщение
    халифа со своими подчиненными, как бы далеко те от него ни находились - в
    Хорасане, Индии или Испании.
    При халифе Абд ал-Малике в Иерусалиме был построен храмовый комплекс
    "Харам аш-Шариф" со святилищем "Куббат ас-Сахра" ("Купол скалы") и мечетью
    ал-Акса.
    Ал-Хаджжадж оставался правой рукой халифов вплоть до 714 года. Он умер в
    своем любимом городе Васите. Этот город был построен как крупная военная
    база на рубеже VII-VIII веков. По своей величине Васит превосходил такие
    крупные города, как Дамаск и Иерусалим. Дворец наместника (400x400 локтей)
    был выстроен рядом с пятничной мечетью и вдвое превышал ее размеры. За три
    года строительства были воздвигну крепостные укрепления, ров, базары,
    жилые кварталы, ряды ремесленных мастерских, бани. На столичный статус
    города указывала ширина четырех главных улиц - по восемьдесят локтей
    (около сорока метров каждая). Строительство Васита обошлось в сорок три
    миллиона дихремов. В городе располагался большой гарнизон.
    Месторасположение Васита ("Срединный") было стратегически удачным - он
    находился примерно на одинаковом расстоянии от Куфы, Басры и столицы
    Халифата Дамаска. Это позволяло легко перебрасывать войска в случае боевых
    действий или подавления мятежей. Для бунтовщиков ал-Хаджжадж не оставлял
    ни малейшей возможности развернуться по-настоящему.





    ← назад   ↑ наверх