• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Халифат Али ибн Абу Талиба
    656-661

    Четвертый халиф Али ибн Абу Талиб родился в 602 году в благородной
    мекканской семье, принадлежащей к роду Хашима. Воспитанный Мухаммедом,
    глубоко преданный делу ислама, Али был одним из шести наиболее близких к
    Мухаммеду людей и одним из десяти сахабов Пророка. Он был искренним и
    честным, отличался редкой щепетильностью в вопросах веры, был чужд
    честолюбия и стяжания. Али участвовал в битвах при Бадре, у горы Ухуд, где
    получил шестнадцать ран, и почти во всех походах Мухаммеда. Он вошел в
    историю ислама под именами Лев Аллаха, Попечитель, Избранный.
    К концу правления халифа Усмана Али ибн Абу Талибу было уже за пятьдесят.
    Это был невысокий, полный, очень смуглый человек с длинной белой бородой и
    большими глазами, отличавшийся, несмотря на полноту, необыкновенной
    физической силой.
    Еще при избрании первого халифа сторонниками прав Али на халифат выступили
    три сахаба: Абу Зарр ал-Гифари, Микдад ибн ал-Асвад и Салман ал-Фариси. В
    Дамаске Абу Зарр (ум. в 653 г.) в присутствии наместника Сирии Муавийи
    проповедовал против роскоши и жадности ставленников Усмана и о праве на
    халифат представителей семьи Пророка, то есть Али и его сыновей от Фатимы
    - Хасана и Хусейна. Муавийя отослал Абу Зарра в Медину к халифу Усману.
    Сторонником Али был и Абдаллах ибн Саба, принявший ислам еврей из Йемена,
    начитанный в Священном Писании. Он указывал, что у каждого из прежних
    Пророков был помощник, васи. У Моисея - Аарон, у Иеремии - Варух, у Иисуса
    - апостол Петр. Таким же васи у Мухаммеда был Али.
    Принцип наследственности высшей власти в Халифате приверженцы Али
    основывали на том, что халиф должен происходить из семьи Пророка. Но это
    право Али оспорили потомки рода Омейи и, прежде всего, Муавийя ибн Абу
    Суфьян, считавший, что после Усмана именно он должен стать халифом. В
    Египте Али был поддержан Мухаммедом ибн Абу Бекром; Басра выдвинула
    кандидатом Тальху; а Куфа, во главе с Маликом ал-Аштаром, выступила на
    стороне аз-Зубайра. При таком раскладе от Медины потребовали провести
    выборы халифа. Али выразил готовность стать халифом при условии, если его
    признают Тальха и аз-Зубайр. Те согласились, хотя позже заявили, что
    сделали это под давлением сторонников Али.
    Через восемь дней после смерти халифа Усмана, Али ибн Абу Талиб в
    результате проведенных выборов был провозглашен халифом. Ему не присягнул
    Саад ибн Абу Ваккас (ум. в 677 году), сподвижник Мухаммеда, победитель
    персов, мужественный и прямой человек. Впрочем, позже он и Муавийю не
    признал в качестве халифа.
    Свою деятельность в качестве главы государства Али начал с того, что
    сместил ставленников Усмана с главных постов в Халифате. Этим он нажил
    себе множетво сильных и могущественных врагов. Вместо Ибн Амира
    наместником в Басре халиф назначил Усмана ибн Хунейфа, вместо Абу Мусы в
    Куфе - Аммара ибн Шихаба, вместо Ибн Абу Сарха в Египте - Кайса ибн Саада,
    вместо Ялы ибн Мунья в Южной Аравии - Убайдаллаха ибн Аббаса. Амр ибн
    ал-Ас, ожидая наместничества в Египте и не получив его, тут же перешел на
    сторону Муавиии. После того как войско и придворные присягнули Али,
    Муавийя начал плести интриги. Призыв к мести за смерть Усмана заставил
    всех Омейядов сплотиться вокруг него, а то, что они занимали в Халифате не
    последние должности, ослабило положение сторонников Али. В то же время
    халиф не позволял себе отвечать противникам в духе Муавиии, и все его
    действия оставались в рамках закона. В конце концов, это оказалось
    исторически правильнее, как и все дальновидные, взвешенные решения халифа.
    Тальха и аз-Зубайр, присягнув Али, как они говорили, по принуждению,
    собрали своих сторонников и двинулись в Басру. С ними заодно была и Аиша,
    которая, по свидетельству сподвижников Пророка, не могла сказать об Али
    ничего хорошего. Когда это войско, растянувшееся по дороге, увидел бывший
    наместник Куфы Сайд ибн ал-Ас, он воскликнул: "Куда вы идете? Взгляните
    через плечо - мщение сидит позади вас, на спинах ваших верблюдов". Он
    хотел сказать, что мстители должны были сначала отомстить себе за то, что
    не защищали халифа, когда он был в опасности, а отсиживались в Мекке.
    Тальха и аз-Зубайр, войдя в Куфу, устроили в городе настоящее сражение, в
    котором погибло много сторонников Али и просто защитников справедливости и
    законной власти. Призывы Али решить спор путем переговоров не были
    услышаны. Наконец, в Куфу прибыл сын халифа Хасан в сопровождении Аммара
    ибн Ясира и объявил, что Али выбрал Куфу местом своей резиденции, которая
    переносится в нее из Медины. Тальха и аз-Зубайр ушли к Басре и вскоре
    захватили ее, изгнав наместника Ибн Хунейфа, который присоединился к Али в
    Зу-Каре. Вскоре сюда же прибыли сторонники Али, еще остававшиеся в Басре и
    Куфе. Так составилось войско, готовое защищать халифа, численностью до
    двадцати тысяч человек. Но Али не хотел сражаться с мусульманами и ждал,
    когда Аллах вразумит Тальху и аз-Зубайра, упорно распространяющих клевету
    и призывающих к мщению за Усмана. Али согласился на переговоры с
    бунтовщиками, даже когда те потребовали удаления от халифа всех, кто его
    поддерживал, под предлогом, что они тоже считаются соучастниками убийства
    халифа. С небольшим отрядом Али выступил к Басре. Но во время переговоров
    оставленные в Зу-Каре сторонники Али с присоединившимися к ним
    соплеменниками напали на лагерь Тальхи и аз-Зубайра. Переговоры были
    сорваны. В этом сражении у Басры, получившем название "Битва верблюда" -
    ал-Джамал (Аиша, сидевшая на верблюде, была для войска Тальхи и аз-Зубайра
    талисманом, подобно тому, как в древности таким талисманом для сражающихся
    были передвижные бетилы), - Тальха и аз-Зубайр погибли, Аиша попала в
    плен. Али, выслушав от нее потоки брани и проклятий, отпустил ее восвояси.
    После этого Аиша прожила в уединении до 678 года.
    Возвратившись в Куфу, Али решил сместить Муавийю с поста наместника Сирии
    за отказ присягнуть законному халифу. Он решительно отверг совет ал-Мугира
    ибн Шуубы и Абдаллаха ибн Аббаса не делать этого и стал готовиться в поход
    против мятежного подчиненного.





    ← назад   ↑ наверх