• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Кодификация Корана
    653

    Мухаммед проповедовал устно в течение двадцати с лишним лет. Староарабская
    традиция не признавала записей, и все сведения о бедуинах, их верованиях,
    образе жизни и истории передавались из уст в уста, из поколения в
    поколение. Арабский язык в самом его звучании, способах фразировки,
    интонациях содержал огромное количество информации. При записывании
    большая часть такой дополнительной смыслоразличительной информации
    пропадала. Именно поэтому некоторые сподвижники Мухаммеда, лично слышавшие
    Пророка, протестовали против записи его откровений и настаивали на их
    изустной передаче. В частности, к этому призывал Умар ибн ал-Хаттаб. Но
    развитие событий способствовало увеличению спроса на каноническую Книгу:
    число мусульман стремительно возрастало. Началась долгая и кропотливая
    работа по собиранию и записыванию откровений, переданных Мухаммедом.
    Письменная фиксация Корана продолжалась примерно тридцать лет. В последние
    годы жизни Мухаммеда при нем состояли писцы-секретари. Одним из них был
    вольноотпущенник Зайд ибн Сабит. По поручению Абу Бекра он собрал все
    изречения Мухаммеда и таким образом составил в 632 году наиболее полную
    редакцию Корана. В 651 году, при халифе Усмане, четыре сподвижника Пророка
    во главе с Зайдом ибн Сабитом, ориентируясь на этот первый список Корана,
    который от Абу Бекра перешел к Умару, а затем к его дочери Хафсе,
    составили полный канонический свод. Все имеющиеся на руках сподвижников
    Мухаммеда записи откровений были собраны и, после обсуждения и сличения с
    готовым текстом, сожжены, чтобы не возникало оснований для разночтений и
    споров. Затем Коран был отправлен для копирования в крупные города -
    Мекку, Дамаск, Куфу и Басру. Оттуда он в списках стал распространяться по
    всем областям Халифата.
    Порядок расположения сур Корана был принят следующий: от самой длинной -
    "Корова" (286 аятов) - До самых коротких в три-шесть аятов. Открывает
    Коран сура "Фатиха":
    Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Прославление - Аллаху,
    Властелину миров милостивому, милосердному, Владыке в день Суда! Тебе мы
    поклоняемся, помощь нам от Тебя одного, веди нас по дороге прямой, по пути
    тех, кто Тобою водим, на ком нет гнева Твоего, и кто не знает горестей
    заблуждения (1:1-7)(1).
    Весь корпус вопросов, связанных с текстом Корана и его истолкованием,
    рассматривается в тафсирах, содержащих филологические, исторические и
    богословские комментарии. Первым авторитетным комментатором Корана
    считается Абдаллах ибн Аббас ибн Абд Мутталиб (ум. в 686 г.). До наших
    дней дошел труд Мухаммеда ибн ас-Саиба ал-Калби (ум. в 763 г.).
    Фундаментальный свод всего, что было сделано по комментированию Корана за
    два с лишним века, представляет собой тафсир Мухаммеда ибн Джарира
    ат-Табари. Несмотря на свой объем - тридцать томов, тафсир ат-Табари
    получил широкое распространение. Все последующие толкователи Корана
    опирались на этот труд.
    Порой в процессе правового и государственного строительства нелегко было
    найти в Коране однозначные ответы на возникающие вопросы. Тогда обращались
    к тому, как поступал в подобных случаях Мухаммед. Так сложились сборники
    хадисов - сообщений, или рассказов, о решениях Мухаммеда, его действиях
    или высказываниях в той или иной ситуации.
    Хадисы подкреплялись иснадом - ссылками на непрерывную цепь людей, через
    которых они передавались, начиная от первоисточника и до последнего лица,
    произведшего запись. Первоисточниками выступали ближайшие сподвижники
    Пророка - Абу Бекр, Умар, Али, Аиша, Абу Хурайра, Абдаллах ибн Масуд и
    другие. Одним из величайших передатчиков хадисов считается Абу Зарр
    ал-Гафари, сподвижник Мухаммеда, прославившийся своим благочестием и
    красноречием. Он умер в Медине в 652 году.
    Письменная фиксация хадисов прошла несколько этапов: запись всех подряд
    известных хадисов, затем группирование их по именам тех лиц, к которым они
    возводились как к первоисточнику. Таковы знаменитые "Ал-Муватта" Малика
    ибн Анаса - сборник, содержащий свыше тысячи семисот хадисов, и "Муснад"
    Ахмада ибн Ханбала, содержащий свыше тридцати тысяч хадисов. Третий этап
    завершился во второй половине IX века, когда был составлен шеститомный
    сборник хадисов, который прочно и надолго завоевал авторитет. Это "Сахих"
    ("Истинный", или "Достоверный") ал-Бухари - второй по значению текст после
    Корана. Эти сборники также были дополнены комментариями. Чрезвычайную
    популярность приобрели сборники, включающие по сорок хадисов - минимум,
    который должен знать каждый мусульманин.
    Хадисоведение (усул) требовало тщательной проверки надежности иснада с
    точки зрения безупречности нравственного облика каждого рассказчика. В
    зависимости от этого установились истинные, хорошие и слабые хадисы.
    Подвергалась проверке и наука о передатчиках (табакат), которая занималась
    составлением биографических словарей. Знатоки хадисов именовались
    мухаддис, туллаб ал-хадис.
    Коран с его толкованиями и предания об изречениях и поступках Мухаммеда
    легли в основание исламской сунны - представления об образе жизни,
    согласно которому должна протекать индивидуальная и общественная жизнь
    мусульман. Коран и хадисы являются основой шариата, мусульманского права.
    Шахрастани приводит определение слова дин (вера), данное Мухаммедом,
    который раскрывал его как содержащее следующие понятия: ислам - пять
    столпов веры (аркан, руки - мн.ч.), иман - вера в истинность ислама,
    включающая в себя внутреннюю веру (итикад), исповедание ее словом (икрар)
    и добрые дела (амаль), и исхан - нравственная добродетель.
    Пять столпов веры следующие: шахада - исповедание веры, салят (саляват -
    мн.ч., намаз - перс.) - молитва, саум - пост, закят - милостыня, хаджж -
    паломничество в Мекку. Шахада выражается в формуле: "Нет божества, кроме
    Аллаха, и Мухаммед - Посланник Его". Эта формула, повторение которой
    обязательно для каждого мусульманина, содержит два основных догмата
    ислама: исповедание единобожия (таухид) и признание пророческой миссии
    Мухаммеда. Иноверец или язычник, желающий принять ислам, должен явиться в
    махкаму кадия и там в присутствии свидетелей-мусульман произнести шахаду в
    подтверждение веры. Догмат о Троице в христианстве, а также обожествление
    иудеями Эзры Мухаммед трактовал как многобожие (ширк).
    У Аллаха нет подобных Ему в Его бытии, Он не рожден и не рождал, у Него
    нет сыновей и дочерей. Аллах - Единый (ал-Вахид), Живой (ал-Хайи), Вечный
    (ас-Самад), Первый и Последний, Внешний и Внутренний, Всезнающий,
    Властелин миров (Рабб ал-Аламин), Пресвятой Владыка (ал-Малик ал-Куддус),
    Владыка Судного дня (Малик Йамум ад-Дин), Лучший из судей (Хайр
    ал-Хакимин), Свет (ан-Нур), Абсолютная истина (ал-Хакк), Творец
    (ал-Халик), Дающий жизнь (ал-Мухйи), Дающий смерть (ал-Мумит),
    Могущественный (ал-Кадир), Сильный (ал-Кави), Знающий (ал-Алим), Видящий
    (ал-Басир), Слышащий (ас-Сами), Грозный, Могучий (ал-Джаббар). Непокорным
    Аллах угрожает пылающим огнем, неверующим - вечным огнем геенны, "сбивает
    с пути, кого хочет, и ведет прямо того, кто обратился". Аллах - Милостивый
    и Милосердный (ар-Рахман, ар-Рахим), Прощающий (ал-Гафир, ал-Гаффар),
    Дарящий (ал-Ваххаб), Питающий (ар-Раззак), Любящий (ал-Вадуд).
    Концепция ислама строго и последовательно моно- и теоцентрическая. Аллах -
    абсолют; мир - его творение. Задаваться вопросом о том, какова природа
    отношений между Аллахом и миром, Аллахом и человеком - занятие праздного и
    ленивого ума. Отсюда - неприятие суфизма в исламе.
    У Аллаха есть архангелы. Это Джабраил, передающий Божественное откровение
    Пророкам, Микаил, заботящийся о пропитании всех созданий Аллаха, ангел
    смерти (его имени нет в Коране), принимающий души умерших, и Исрафил -
    ангел воскресения всех мертвых в День Страшного суда, наступление которого
    он возвестит звуками своей трубы. Ангелы не вечны, они - творения Аллаха,
    его преданные слуги, посредники между Ним и человеком.
    Священное Писание передается Аллахом через пороков-посланников. У разных
    народов могут быть свои посланники (расулъ), проповедующие от имени
    Аллаха. Также существуют простые пророки (наби), продолжающие проповедь,
    начатую расуль.
    Пророки-посланники - Адам, Нух, Ибрагим, Муса, Иса ал-Масих и Мухаммед.
    Всего в истории человечества было триста тринадцать Пророков-расуль и
    около ста двадцати четырех тысяч пророков-наби. Мухаммед - последний
    Пророк-расуль. Пророки совершают чудеса. Сам Мухаммед признавал за собой
    только одно чудо: откровения Корана. По преданию, пророческая миссия
    Мухаммеда была предсказана Иисусом: "Сыны Израиля! Я - посланник Божий к
    вам, подтверждающий Закон, который в руках у вас, и благовествующий о
    Посланнике, который придет после Меня, которому имя Ахмед". Имя "Ахмед" по
    значению то же, что и "Мухаммед". Они образованы от одного корня
    "хвалить", "славить"; отсюда Ахмед - "Хвалимый", "Славный" и Мухаммед -
    "Прославленный".
    Божественное откровение передавалось разным народам через
    пророков-посланников. Свитки (сукуф) Священного Писания (ал-китаб)
    получили от Бога Моисей, Давид, Иисус и Мухаммед. Моисей получил Тору
    (Таурат), Давид - Псалмы (Забур), Иисус - Евангелие (Инджиль). Кроме того,
    десять свитков Писания было дано Адаму, пятьдесят - Сифу, тридцать -
    Идрису и десять - Аврааму, так что всех книг Писания сто четыре. От Корана
    все эти книги отличались только по форме изложения, структуре и языку, но
    их содержание было идентично Корану.
    Второй столп ислама - салят - строго регламентирован. Молитву следует
    совершать по установленной форме, на арабском языке, в определенные часы
    суток и по возможности, в мечети. Лицо молящегося должно быть обращено в
    сторону Мекки, это направление называется кибла. Верующий расстилает
    молитвенный коврик (саджжада) и таким образом отделяет себя от остального
    мира. Про себя или вслух он заявляет о своем намерении (нийа) совершить
    молитву ради Аллаха. Время каждой молитвы возвещает муэдзин, призыв на
    молитву (азан) заключается в формуле "Аллах акбар".
    С точки зрения ислама, весь мир разделяется на "область ислама" (дар
    ал-ислам), иначе "область веры" (дар ад-дин), и "область войны" (дар
    ал-харб). Дар ал-ислам - это всякая страна, находящаяся под властью
    мусульман и управляемая по законам шариата. Первоначально дар ал-ислам
    совпадал с границами Халифата, а позже так стали именовать все
    мусульманские государства. Дар ал-харб - это все страны, населенные
    немусульманами или хотя бы и мусульманами, но находящимися под властью
    немусульман. Некоторые школы законоведов признают еще третью категорию
    земель - "область мира" (дар ал-сульх) - немусульманские страны,
    управляемые немусульманскими правителями, данниками Халифата. Со странами,
    находящимися в "области войны", мусульмане могут заключать перемирие
    сроком на десять лет, которое разрешено продлевать путем возобновления
    договора.
    "Неверными" признаются кафирун (отступники, букв. "неблагодарные") и
    язычники. По отношению к "людям Писания" (ахль ал-китаб), иудеям и
    христианам, мусульманское право допускает веротерпимость, к управлению
    мусульманским государством и к военной службе они не допускаются. Такие
    подданные называются зиммиями - людьми, находящимися под защитой
    мусульманского государства. Иноверцы платят налог джизью. Если они
    отказываются платить налог или нападают на мусульман с оружием в руках, то
    с ними следует вести войну, как с прочими "неверными", язычниками.
    Участие в джихаде, "войне на пути Аллаха", шариат считает обязательным для
    всех мусульман, кроме бедняков, немощных калек, стариков, женщин и рабов.
    Начиная войну с "неверными", халиф или наместник халифа должен сначала
    предложить им принять ислам; такое предложение делается лишь однажды и
    никогда больше не повторяется. После объявления войны "неверным"
    предоставляется три возможности: принять ислам; не принимать ислам, но
    перейти в подданство мусульманского государства, то есть принять статус
    зиммиев; или воевать до победного конца. Во время джихада в "области
    войны" нельзя убивать стариков, женщин, детей и монахов-отшельников.
    Мужчин, захваченных с оружием в руках, нужно либо убивать, либо брать в
    плен. Женщин и детей можно брать в плен и требовать за них выкуп - они
    часть военной добычи. Военной добычей считается всякое захваченное во
    время джихада движимое имущество, но не земля, которая переходит в
    собственность уммы.
    В исламе два главных праздника - 1 шавваля и 10 зу-л-хаджжа. Они являются
    днями отдыха.
    Мусульманин может иметь несколько жен одновременно (не более четырех),
    если он в состоянии обеспечить им достойное существование. Мусульманин не
    может быть рабом, и все его дети рождаются свободными и равноправными,
    независимо от статуса их матерей - законных жен мусульманина или его
    наложниц.
    Погребение (дафн) умершего следует совершать по возможности в день смерти,
    в крайнем случае - на другой день. Покойника обмывают и заворачивают в
    саван кафан). Над ним совершается особая молитва (салят ал-маут) и
    читается Коран. Затем его кладут на закрытые носилки и несут на кладбище,
    идя быстро и вполголоса повторяя молитвы. Покойника опускают в могилу,
    вырытую в рост человека, и поворачивают на правый бок так, чтобы его лицо
    было обращено в сторону Мекки. Это делается для того, чтобы ангелы Накир и
    Мункар, которые явятся допрашивать покойника еще в могиле, знали, что
    здесь погребен правоверный мусульманин. Иногда, в соответствии с последней
    волей усопшего, рядом с ним в могилу кладутся выписки из Корана.
    Отец эмира Усама ибн Мункиза всю жизнь делал копии с Корана. Перед смертью
    он попросил положить все четырнадцать списков рядом с ним в могилу.
    Турецкий султан Баязид II Дервиш (правил в 1481-1512 гг.) завещал положить
    с собой в могилу сундучок с прахом священных войн, то есть пылью,
    собранной им со своей одежды во время походов против "неверных", - в
    доказательство участия в джихаде.
    Ислам не одобряет оплакивания умерших. Мусульмане могут посещать могилы
    правоверных, гробницы святых.
    Пятничная мечеть называется масджид джумаа, Домашние молельни - мусалла. В
    каждой мечети у стены, ориентированной в сторону Мекки, находится михраб,
    в больших мечетях бывает несколько михрабов. Это ниша, украшенная текстами
    из Корана, перед которой ставят светильники (кандиль) и расстилают ковры.
    Правее михраба находится возвышение для имама и проповедника- минбар.
    Хутбу во время намаза читают с минбаров, которые бывают только в пятничных
    мечетях. Ежедневной и пятничной молитвами руководит имам ("стоящий
    впереди"). Имамом может быть халиф, наместник халифа в провинциях и
    городах Халифата, главнокомандующий на войне и любой другой мусульманин,
    пользующийся авторитетом.
    По рукописным копиям Корана можно изучать историю арабской книги. Чтение
    Корана и хадисов стало средством распознавания сущности происходящего в
    действительности, в которую послано знамение, и нужно только быть готовым
    воспринять его:
    Ниспослал, его дух святой от твоего Аллаха во истине, чтобы утвердить тех,
    которые уверовали, на прямой путь и радостную весть для мусульман. (Коран,
    16:104)(2).

    (1) Приведенный у Т.Ю. Ирмияевой текст Аль Фатихи отличается от текста
    издания перевода смыслов Корана академика И.Ю. Крачковского, имеющегося в
    распоряжении ред. Коран.Ру. Возможно, это просто другая редакция перевода
    Крачковского или совсем другой перевод. Сравните переводы! См. также
    перевод Пороховой и перевод Османова. Все три автора переводов (имеющихся
    на Коран.Ру) едины в переводе смысла айата 1:2 "Хвала Аллаху, Господу
    миров...", но не "Прославление - Аллаху, Властелину миров...". Редакция
    Коран.Ру ни в коем случае не берет на себя ответственность определять,
    какой из вариантов точнее и ближе к арабскому Благородному Корану. Это
    лишь наглядный пример того, что перевод смыслов Священного Корана на любой
    язык всегда субъективен по-смыслу, т.е. отличается от арабского оригинала
    и любых других переводов. Именно поэтому, любой перевод смыслов Корана на
    любой язык не может считаться священной книгой - Кораном. - прим. ред.
    (2) На самом деле это не айайт 16:104, а айат 16:102. Cм. перевод
    Крачковского, (общепринятая нумерация айатов у Крачковского дана в
    скобках), см. также переводы Пороховой и Османова. - прим. ред.





    ← назад   ↑ наверх