• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Халифат Усмана ибн Аффана ал-Умави
    644-656

    В назначенный халифом Умаром избирательный комитет вошли: Абдаррахман ибн
    Ауф, Али ибн Абу Талиб, Усман ибн Аффан, аз-Зубайр - родной брат Хадиджи
    по отцу и двоюродный брат Мухаммеда по матери, Тальха и Саад ибн Абу
    Ваккас - внук Абу Суфьяна по матери и, следовательно, троюродный племянник
    Усмана ибн Аффана. Сын убитого халифа Умара ибн ал-Хаттаба, Абдаллах,
    отказавшийся от претензий на халифат, был включен в комитет с правом
    совещательного голоса, то есть без права участвовать в голосовании и быть
    избранным. Задачей комитета было избрание из своего состава нового халифа.
    В решающий момент совещания, когда остались Две главные кандидатуры - Али
    и Усмана, им был задан вопрос: "Клянетесь ли вы следовать Корану Аллаха, и
    обычаю Пророка, и деяниям Абу Бекра и Умара?" Али ответил: "О Аллах!
    Клянусь стараться делать это в меру сил". Усман ответил: "Да", - и был
    избран халифом.
    Халиф Умар завещал не смещать назначенных им наместников провинций в
    течение года. Это были: в Мекке - Халид ибн ал-Ас ал-Махсуми, в Таифе -
    Суфьян ибн Абдаллах ас-Сакафи, в Йемене - Йала ибн Мунйа, в ал-Джанаде -
    Абдаллах ибн Абу Рабиа, в Куфе - Мугира ибн Шууба, в Басре - Абу Муса
    ал-Ашари, в Египте - Амр ибн ал-Ас, в Химсе - Умайр ибн Абу-л-Ас.
    При халифе Усмане завоевания продолжались: в 646 году верховную власть
    Медины признала Армения, в 647 году - Киренаика, в 649 году был завоеван
    Кипр. В 654 году мусульманский флот, построенный в Египте, разгромил
    византийскую эскадру у южного побережья Малой Азии. В состав Халифата
    вошли территории Хорасана. Династия могущественных Сасанидов прекратила
    свое существование.
    Усман ибн Аффан происходил из рода Омейи, к которому принадлежали самые
    непримиримые лидеры мекканских язычников, выступавших против Пророка.
    Усман, будучи благочестивым мусульманином, не стремился к личному
    обогащению, но не сумел найти разумного компромисса в отстаивании
    государственных интересов, с одной стороны, и интересов своих
    родственников - с другой. А среди них были и такие, которые не имели
    достаточного религиозного авторитета у мусульман. Назначая их на важные
    посты, Усман не задумывался о том, что тем самым обесценивает понятие
    высшей власти, освященной авторитетом Мухаммеда: правитель, не имеющий
    заслуг перед исламом, не может стоять во главе мусульман. К тому же Усман
    позволил себе изменить и молитвенный ритуал. Нарушение установленного
    Пророком было расценено современниками как возвращение к джахилийе. Своими
    действиями Усман вносил раскол в единство уммы. Все это было расценено как
    вызов, побуждающий объявить джихад против внутреннего врага. Результатом
    стало гражданское неповиновение со стороны некоторых наместников. В 655
    году волнения были подавлены.
    Но недовольство Усманом возрастало. В апреле 656 года из Куфы, Басры и
    Египта прибыло вооруженное ополчение численностью в пятьсот человек и
    расположилось лагерем у ворот Медины. С египтянами прибыл Абдаллах ибн
    Саба, куфийцами руководил Малик ибн ал-Аштар. Усман, при посредничестве
    Али, вступил в переговоры с мятежниками и пообещал убрать своих
    ставленников. В то же самое время он в письме к правителю Египта Ибн Абу
    Сарху предписывал предать бунтовщиков казни, когда они вернутся из Медины.
    Это письмо было перехвачено, и мятежники потребовали от Усмана
    добровольного отречения от власти. После десяти недель осады халифского
    дворца распространился слух, что на помощь Усману идут его войска из Басры
    и Дамаска. Тогда восставшие ворвались во дворец, и 17 июня 656 года
    престарелый Усман, склонившийся над Кораном, был убит.
    Так сбылось пророчество Мухаммеда об Усмане.
    Рядом с халифом до самого конца оставался один Али. Абдаллах ибн Саба
    предложил избрать Али халифом, и с ним согласились все остальные. Но
    сподвижники Пророка Тальха и аз-Зубайр, пережидавшие события в Мекке,
    выступили против. На их стороне была "мать правоверных" Аиша, вдова
    Пророка и свояченица аз-Зубайра. Отказался признать Али халифом и
    полководец Саад ибн Абу Ваккас. Наместник Сирии Муавийя обвинил Али в
    убийстве Усмана.
    Свое назначение на должность халифа Усман расценивал как волю Всевышнего,
    избравшего род Омейи управлять Халифатом. Поэтому Усман не видел ничего
    плохого в назначениях родственников на все ключевые посты в государстве,
    независимо от их деловых и нравственных качеств. Мусульмане, по его мысли,
    должны беспрекословно подчиняться, если они по-настоящему преданы воле
    Аллаха. Эту идею Усман сумел внушить своим родичам - отсюда и
    непоколебимая уверенность Муавийи в том, что именно он, старший в роде
    Омейядов, должен стать халифом после Усмана. Так проявлялось еще неизжитое
    языческое подсознание, которое "помнило", что сейиды должны происходить из
    одного рода. Сказав: "Да, буду исполнять волю Аллаха", - Усман исполнял ее
    так, как считал истинно верным. С этой точки зрения Али казался Омейядам
    самозванцем. А от такой убежденности недалеко было и до прямого обвинения
    Али в убийстве Усмана, хотя никаких доказательств у Муавийи не было.
    Этот трагический момент исламской истории свидетельствует, с одной
    стороны, о постепенном "выветривании" бедуинского представления о чести:
    требование кровной мести стало всего лишь политическим лозунгом; а с
    другой - о складывании прогрессивного, истинно исламского мировоззрения,
    провозвестником которого был Али, при всех обстоятельствах своей жизни
    хранивший верность заветам Пророка.





    ← назад   ↑ наверх