• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Наместники Пророка -
    халифы,
    идущие прямым путем
    632-634
    Халифат Абу Бекрa. Преодоление ридды

    С точки зрения классического ислама кульминационный момент всемирной
    истории завершен со смертью Пророка. Умма Мухаммадийа, с последних лет
    жизни Пророка именуемая джамаа, представляла собой сплоченное единство.
    Это была жизнь общины, формируемая заповедями Корана, создавшая образец
    праведного существования и выявившая категории, на основании которых мог
    быть решен вопрос о преемниках Мухаммеда.
    Мухаммед не оставил наследников мужского пола. Его сыновья умерли в раннем
    возрасте, а приемный сын Зайд ибн Харис был убит в сражении при Муте. Во
    время своей последней болезни Мухаммед поручил Абу Бекру представлять его
    на общей молитве. Именно в том, чтобы быть представителем Посланника
    Аллаха - халифат расуль Аллах, - увидел Абу Бекр свою миссию.
    Назначение Абу Бекра халифом (букв. "идущий по стопам Пророка") было
    произведено при помощи выборов и узаконено присягой, принесенной
    мусульманами путем рукопожатий, причем присутствовавшие могли принести
    присягу и за отсутствовавших родственников. Вместе с тем был момент, когда
    принявшие ислам бедуины посчитали себя свободными от обязательств перед
    уммой, которые они рассматривали как обязательства перед Мухаммедом. Тем
    не менее это отпадение (ридда) не сопровождалось возвращением к язычеству.
    Меньше чем за год ридда была побеждена, равно как и ересь в лице
    активизировавшегося после смерти Мухаммеда лжепророка Масламы.
    В арабской истории Маслама известен как Мусейлима ал-Каззаб - лжец
    Масламишка. Этот проповедник родился и вырос в Неджде, долгое время
    выдавал себя за святого и имел приверженцев. Когда Мухаммед стал широко
    известен, Мусейлима посетил его вместе с представителями племени ханифа. В
    631 году он написал Мухаммеду напыщенное письмо "от пророка к пророку" с
    предложением поделить между собой территории влияния. Мухаммед ответил:
    "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. От Мухаммеда Пророка к
    Мусейлиме ал-Каззаб. Мир тому, кто следует по правильному пути. Воистину,
    земля принадлежит Аллаху, и наследует землю тот из Его рабов, которого Он
    захочет. Благоприятный исход принадлежит благочестивым".
    В 633 году халиф Абу Бекр направил против Мусейлимы отряд во главе с
    Халидом ибн ал-Валидом, который рассеял сторонников лжепророка. Маслама в
    этом сражении был убит.
    За два года халифата Абу Бекра положение ислама в Аравии упрочилось. В
    состав уммы вошли территории Бахрейна, Южной Аравии - Оман, Хадрамаут, а
    также часть Ирака и Сирии. Расширение земель ислама, дар ал-ислам, шло с
    колоссальным успехом. В начале 633 года арабы под предводительством
    Мусанны ибн Хариса вторглись в Месопотамию и в марте заняли Хиру, бывшую
    столицу Лахмидов. Одержав победу в "цепном бою", названном так потому, что
    персы в передних рядах связывали себя цепями, Мусанна переправился через
    Евфрат. В мае того же года другой арабский полководец, великий Халид ибн
    ал-Валид, одержал победу над персами при Улейсе. В начале 634 года его
    войско было отправлено на завоевание Сирии.
    Южная Палестина пала в то же время, что и Хира. Победа в сражении при
    ал-Аджнадайне в июле 634 года открыла арабам путь в глубь провинции.
    Таким образом, очень быстро ислам получил международное распространение и
    оказал огромное влияние на дальнейшую историю Ирана и сопредельных стран.
    Тридцатилетнее правление первых четырех халифов - Абу Бекра, Умара ибн
    ал-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба - стало периодом
    обширных арабских завоеваний.
    Так случилось, что VII веку для Ирана, Сирии, Египта, Северной Африки и
    Испании суждено было стать столетием великих потрясений и перемен.
    Завоевания арабов-мусульман в VII-VIII веках по всемирно-историческому
    значению их последствий стоят в одном ряду с походами Александра
    Македонского и великим переселением народов в Европе. Последствия эти -
    возникновение существующих и поныне государств Арабского Востока и
    создание арабо-мусульманской культурно-исторической системы,
    предопределившей развитие европейской цивилизации.
    Начало VII века ознаменовалось ужесточением борьбы между Византией и
    Сасанидским Ираном. Михаил Сириец писал в своей хронике, что, начиная
    войну, последний великий шахиншах Ирана Хосров II Парвиз "...хотел
    овладеть всем Ромейским царством". Одна за другой следовали победы: взятые
    византийские города Эдесса, Антиохия и Иерусалим, в 617 году завоеван
    Египет. В 622 году персы захватили остров Родос и осадили Константинополь.
    Границы Иранской империи Ахменидов фактически были восстановлены.
    Несметные сокровища стекались в столицу Ирана Ктесифон. В ответ на
    предложение императора Ираклия о мире Хосров II потребовал от Византии
    отказаться от христианства и принять зороастризм. Аравия к этому времени
    находилась почти в кольце владений Сасанидов, а Южная Аравия давно уже
    была персидской провинцией. Казалось, что окончательная победа Хосрова II
    над империей Ираклия приведет к автоматическому включению всей Аравии в
    состав Сасанидской империи. Но в 614 году в Мекке Мухаммед произнес
    пророчество: "Побеждены румы в ближайшей земле, но они после победы над
    ними победят через несколько лет" (Коран, 30:1-3)(1). И произошло
    неожиданное. Император Ираклий осенью 627 года переплыл с войском Черное
    море и через Армению и Азербайджан стремительно двинулся в самое сердце
    Иранской империи - на Ктесифон. Священные храмы Гандзака, религиозные
    святыни Ирана, были разграблены; войска персов, отступая, терпели
    поражение за поражением. В декабре 627 года Ираклий захватил резиденцию
    Хосрова II близ Ктесифона и все его сокровища. Сам Хосров II вскоре был
    свергнут и убит. В сентябре 629 года Ираклий вернулся в Константинополь
    победителем. А в начале января 630 года Мухаммед вступил в Мекку...
    Собственные и завоеванные земли арабов находились во владении
    мусульманской общины. Государственное строительство осуществлялось на
    основании Корана и преданий о Пророке. Высшая власть халифа представляла
    собой неразрывное триединство власти духовной, судебной и военной, как это
    было установлено Мухаммедом.
    Первый халиф Абу Бекр родился в 573 году в Мекке. Он был богатым купцом,
    пользовался авторитетом справедливого судьи и поэтому к нему часто
    обращались за советом. Абу Бекр собирал и записывал откровения Пророка.
    Человек мягкого нрава, он тем не менее обладал твердыми нравственными
    принципами. Когда Мухаммед умер, первыми словами Абу Бекра, вышедшего к
    собравшимся в мечети, были: "Кто желает поклоняться Мухаммеду, да знает,
    что Мухаммед мертв. Поклоняйтесь Аллаху: Аллах жив и не умрет вовеки!" В
    историю мусульманства первый халиф вошел как Абу Бекр ас-Сиддик Акбар -
    "Великий Правдивец", покоритель Сирии. Абу Бекр умер в 634 году в Медине и
    был похоронен рядом с Пророком.





    ← назад   ↑ наверх