• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Завоевание Мекки

    Мекканцы, не принявшие ислам и вынудившие Мухаммеда покинуть свое племя,
    стали для мухаджиров и ансаров язычниками, захватившими Каабу -
    мусульманскую святыню. Началась борьба за Мекку, в ходе которой
    закладывались основы мусульманского права: создавались законы о разделе
    земель, о военной добыче, о наследовании имущества, об условиях для
    победителей и побежденных и другие.
    В начале 623 года, в священный месяц раджаб, мусульмане напали на
    мекканский караван и захватили его. Это было сделано под влиянием одного
    из откровений Мухаммеда, по которому богоугодным делом признавалась война
    с неверными в любое время года. В апреле 624 года Абу Суфьян совершил
    ответный набег на Медину, а первое боевое крещение мусульмане получили во
    втором году хиджры, в середине месяца рамадана, когда нападение на
    мекканский караван, направлявшийся в Сирию, развернулось в целое сражение,
    известное как "Битва у Бадра". Бадр - это источник пресной воды в
    местечке, где сходились дороги на Медину и главный торговый путь. Вел
    караван купец Абу Суфьян, враждебно относившийся к Мухаммеду.
    В битве у Бадра против 600 мекканцев сражалось 317 мусульман, и только
    трое или двое из них были конными, остальные - пешими или на верблюдах.
    Мекканцы потерпели поражение, часть из них погибла, часть была взята в
    плен. Среди убитых оказался злейший враг Мухаммеда - Амр ибн Хишам (Абу
    Джахль), а также Ханзала - сын Абу Суфьяна. Дядя Мухаммеда Аббас ибн Абд
    Мутталиб сражался на стороне мекканцев и попал в плен. После переговоров с
    Мухаммедом он был отпущен. Мухаммед, получив откровение, разделил военные
    трофеи так, чтобы конный воин получал тройную долю по сравнению с
    остальными, а пятая часть добычи выделялась в пользу бедных:
    И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху - пятая часть, и
    Посланнику, и родственникам Посланника, и сиротам, и бедным, и путнику,
    если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы низвели Нашему рабу в день
    различения, в день, когда встретились два сборища. Поистине, Аллах, мощен
    над всякой вещью! (Коран, 8:42)(1).
    Основная мысль первых проповедей Мухаммеда заключалась в том, что в вере
    не может быть принуждения. Мусульмане, иудеи и христиане признавались
    равноправными. Но в Медине произошло окончательное размежевание мусульман
    с "людьми Писания" (ахль ал-китаб) - сначала с иудеями, а потом и с
    христианами. Мухаммед обвинил иудеев в том, что они отошли от единобожия
    их прародителя Авраама, а иудеи, в свою очередь, отказались признать в
    Мухаммеде пророка, равного по значению Аврааму, Моисею и Иисусу. Во втором
    году хиджры Мухаммед предписал мусульманам во время молитвы обращать лицо
    не в сторону Иерусалима, а в сторону Мекки, в которой Авраам и сын его
    Исмаил построили первую Каабу. И среди вновь обращенных мусульман было
    немало таких, которые лишь внешне приняли ислам, а в душе продолжали
    оставаться язычниками. В Коране они названы мунафикун - "нерешительные,
    притворяющиеся, лицемеры". Эти внутренние разногласия среди племен Медины
    сыграли свою роль в поражении мусульман у горы Ухуд.
    В ответ на очередной захват мусульманами каравана Абу Суфьян в следующем,
    625 году повел против Медины трехтысячное войско. Враги встретились на
    холмах, расположенных на северо-западе от города. Там заняли боевую
    позицию мусульмане. Мухаммед отказался от помощи еврейского племени бану
    надир, последнего, оставшегося в Медине. Из тысячи мусульман, выступивших
    против мекканцев, триста мунафикун ушли обратно в город; остальные были
    разбиты у горы Ухуд. В этом сражении погиб дядя Пророка Хамза ибн Абд
    Мутталиб. Мухаммед был ранен. Мекканцы, уверенные в своей полной победе,
    не стали преследовать отступавших и вернулись домой. Причиной поражения
    мусульман было отсутствие среди них дисциплины и предательство мунафикун.
    Но Мухаммед не утратил своего авторитета и продолжил наступление на Мекку.
    После ухода мекканского войска иудейское племя было изгнано из Медины, а
    его земли и имущество разделены между мусульманами. Тогда еврейские
    племена вошли в союз с мекканцами и другими бедуинскими племенами - так
    образовалась коалиция против Мухаммеда, собравшая хорошо вооруженное
    десятитысячное войско, подступившее к городу в 627 году. В его составе
    было четыре тысячи мекканцев, остальные - союзники. Возглавлял войско все
    тот же Абу Суфьян. Мединцы, по совету некоего Сальмана,
    перса-мусульманина, вырыли вокруг города ров, который нейтрализовал
    главную наступательную силу коалиции - конницу. Через две недели
    осаждающие отступили. Так Мухаммед одержал победу в "Битве у рва". После
    нее Медина фактически стала гомогенным независимым городом мусульманской
    уммы.
    Формула умма Мухаммадийа в Завете Мединской мусульманской общины содержит
    мысль о том, что доступ в общину дает только вера. Вступить в нее может
    каждый, но только после принятия ислама. На этой идее зиждется исламское
    толкование государства. Следует подчеркнуть, что даже в современном
    арабском языке нет слова, адекватного термину "государство". Слово
    "даула", употребляющееся в этом смысле с VIII века, означает "порядок,
    режим". Мусульмане пребывают в умме, даже если живут среди иноверцев или
    язычников.
    После "Битвы у рва" мусульманская община была признана в арабском мире как
    реальная политическая сила, а начиная с 628 года Мухаммед настоятельно
    требовал, чтобы любая группа, желающая к нему присоединиться, принимала
    ислам прежде, чем с нею будет заключен союз. Он обратился к соседним
    правителям с предложением принять ислам.
    На шестом году хиджры Мухаммед должен был совершить хаджж, но Кааба все
    еще оставалась в руках язычников, и поэтому Мухаммед предпринял умра,
    малое паломничество. К нему присоединилось полторы тысячи мединцев.
    Мекканцы не пропустили паломников к Каабе, а поскольку сражаться было
    нельзя, то Мухаммед отошел к Худайбийи. Мекканцы, сильно обеспокоенные
    этим, выслали к Мухаммеду своих представителей. В ходе переговоров между
    сторонами было достигнуто соглашение о перемирии на десять лет, праве
    мусульман совершать хаджж в Мекку на три дня в году, праве переходить в
    ислам для всех желающих, кроме невольников, которых нужно было прежде
    выкупить у хозяев. Мухаммед дал обещание не нападать на мекканские
    караваны.
    Но мухаджиры и ансары были возмущены тем, что в письменном варианте
    договора мекканцы упоминали Аллаха без титула Рахман, а Мухаммеда без
    титула Расуль, и даже призвали Мухаммеда разорвать такой договор. Мухаммед
    отверг их совет, и время показало, что на самом деле это был большой
    дипломатический успех мусульман, поскольку подписание договора означало
    признание курейшитами уммы Мухаммадийа как равноправного партнера.
    Вернувшись из Мекки, Мухаммед отказался от союза с теми бедуинскими
    племенами, которые уклонились от участия в малом паломничестве.
    Итак, курейшитская знать, хотя и сохранила лицо, тем не менее была
    вынуждена признать себя побежденной. Мекканские власти поняли, что
    проиграли, когда в Медину хлынул поток беглецов из Мекки. В 629 году малое
    паломничество, возможное в любое время года, кроме дней, определенных для
    хаджжа, было должным образом совершено. В это время на сторону Мухаммеда
    перешли крупнейшие деятели Мекки: Амр ибн ал-Ас - будущий завоеватель
    Египта, Халид ибн ал-Валид - великий полководец, Абу Суфьян - бывший
    противник Мухаммеда. Позднее он выдал за Мухаммеда свою дочь Умм Хабибу и
    стал его тестем. Мекка была готова интегрировать в мусульманскую общину.
    Но 629 год был годом не только радостных событий и успехов. Были и утраты,
    и поражения. В начале года Мухаммед отправил своего представителя в
    Иерусалим, куда на празднование водружения креста на Храме Гроба Господня
    собрались правители всех соседних стран. Посол Мухаммеда был убит в Муте
    местным гассанидским военачальником. В сентябре трехтысячный отряд
    мусульман во главе с Зайдом ибн Харисом, приемным сыном Мухаммеда, вторгся
    в Сирию, чтобы отомстить за смерть посла, но потерпел сокрушительное
    поражение в битве с арабами, подданными Византии. Это сражение произошло
    при Муте, близ Мертвого моря. Зайд был убит, вместе с ним погибли Джафар,
    брат Али, и Абдаллах ибн Раваха. Халид ибн ал-Валид привел в Медину
    остатки отряда.
    В декабре 629 года бедуины, от сотрудничества с которыми Мухаммед
    отказался, напали на своих сородичей, оставшихся на стороне мусульман,
    причем нападавшие, как выяснилось, состояли в союзе с мекканцами. Узнав об
    этом, Мухаммед отменил переговоры с направлявшимся в Медину посольством,
    возглавляемым Абу Суфьяном, и собрал десятитысячное войско. Когда оно
    появилось перед стенами Мекки, на сторону Мухаммеда перешел его дядя Аббас
    ибн Абд Мутталиб. На переговорах с Мухаммедом Абу Суфьян подписал договор
    о сдаче Мекки. После непродолжительного сопротивления небольшой части
    курейшитов 11 января 630 года Мухаммед вступил в город. Кааба была очищена
    от идолов и превратилась в главный мусульманский храм - Масджид ал-харам,
    "Заповедную мечеть". Мекканцы приняли ислам, но Мекка никогда уже не
    смогла вернуть себе прежнего политического значения. Центром уммы осталась
    Медина. В 631 году к умме был присоединен Таиф, а затем и большая часть
    Аравии.
    После завоевания Мекки Мухаммед не принял царского титула Малик в
    подражание царям Йемена, Гассанидам в Иордании, Лахмидам к западу от реки
    Евфрат или Киндитам в Неджде. Жизнь его оставалась простой.
    Так исполнилась миссия Пророка в пределах Аравии, и об этой победе сказано
    в великолепной 110-й суре Корана "Помощь":
    Когда пришла помощь Всевышнего и победа, и ты увидел, как люди входят в
    религию Аллаха толпами, то восславь хвалой Аллаха твоего и проси у Него
    прощения! Поистине, Он - обращающийся! (Коран, 110:1-3)(2).
    В разгар мекканских событий возник слух, что византийский император
    Ираклий готовится к походу на Аравию и что Лахмиды и Гассаниды уже стянули
    войска в Заиорданье. В конце лета 630 года Мухаммед во главе мощной армии
    - тридцать тысяч пехотинцев и десять тысяч всадников - направился к
    арабо-византийской границе. Он уже подошел к Табуку, когда выяснилось, что
    слух оказался ложным. Этот девятый год хиджры называют "годом посольств" -
    к Мухаммеду присоединялись все новые и новые арабские племена. Простояв
    три недели в Табуке, Мухаммед вернулся в Медину. За это время была
    достигнута договоренность с христианами о том, что они в обмен на
    покровительство и защиту (зимми) обязуются платить ежегодный налог. На юге
    такой же договор был заключен с несторианской общиной Наджрана. На эти
    условия согласились и еврейские племена. Все, кто заключал подобный
    договор с мусульманами, сохраняли право свободно исповедовать свою религию
    - иудаизм, христианство или зороастризм. Таково начало формирования
    мусульманского государства, объединившего не только арабские племена, но и
    сообщества иноверцев. Налог с таких подданных (джизъя) был определен в
    один динар в год с каждого взрослого мужчины, а государство со своей
    стороны брало на себя обязательство обеспечивать их безопасность и
    правовую защиту. Так же и налогообложение мусульман было определено в
    соответствии с предписаниями Аллаха, данными в откровениях.
    В марте 632 года Мухаммед совершил хаджж в сопровождении четырнадцати
    тысяч паломников. В своей проповеди он сказал, что пророческая миссия,
    возложенная на него Аллахом, закончена. Вероятно, Мухаммед чувствовал, что
    силы его на исходе. Он еще раз напомнил собравшимся, что "...жизнь и
    собственность мусульман неприкосновенны, ростовщичество запрещается,
    доисламские счеты кровной мести отменяются, все мусульмане - братья друг
    другу и должны заботиться о взаимном благе. В году должно быть только 12
    месяцев по 29 и 30 дней, вставные дни - грех. В святых местах недопустимо
    поклонение идолам".
    Возвратившись в Медину, Мухаммед совершил множество добрых дел. Но в
    начале июня он слег, стал бредить. Седьмого июня он очнулся и попросил
    письменные принадлежности, чтобы продиктовать послание, которое навсегда
    предохранило бы его последователей от заблуждений. Однако вскоре Мухаммед
    опять впал в забытье. На следующий день он неожиданно поднялся и прошел в
    мечеть. Там он тепло попрощался с собравшимися. Тринадцатого раби
    ал-авваля 11 года хиджры (8 июня 632 года) Мухаммед к безграничному горю
    верующих умер. Мухаммед похоронен в Медине, его гробница стала второй
    святыней ислама и местом паломничества.
    Еще при жизни Мухаммед был признан Пророком. По свидетельству историка
    Шахрастани, предсказание о появлении Мухаммеда содержится и в Зенд-Авесте;
    оно было сделано самим Заратустрой. Весть об этом принес ему ангел Суруш,
    которого христиане называют Гавриилом, а мусульмане Джабраилом.
    Источниками для описания жизни Мухаммеда являются Коран и хадисы. В конце
    первого века хиджры появились письменные биографии Пророка, основанные на
    преданиях, но сохранились из них только выдержки в более поздних текстах.
    Из дошедших до нас биографий Мухаммеда самая ранняя - "Сирет ар-Ресул" Ибн
    Исхака - дошла в редакции Ибн Хишама. Достоверные выписки из Ибн Исхака
    есть у ат-Табари. Современник Ибн Хишама Вакыдий (ум. в 823 г.) составил
    "Китаб ал-Мегази" ("История Мухаммеда после хиджры"), а также "Табакат".
    Обе книги были отредактированы его секретарем Ибн Садом, известным еще по
    прозвищу Катиб ал-Вакыди.





    ← назад   ↑ наверх