• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Хиджра Мухаммеда и его
    последователей из Мекки в Медину.
    Начало мусульманской эры

    За время прошедшее с 610 года до переселения (хиджры) в Медину в 622 году,
    Мухаммед стал признанным главой мекканской общины мусульман. Вновь
    обращенные, если они происходили из других родов, "усыновлялись" родом
    Хашима, но при этом становились побратимами не только по названному
    родству, но и по духу. Таков исток мусульманской уммы, поначалу весьма
    немногочисленной, находящейся во враждебном окружении мекканских родов,
    которые, едва терпя мусульман, тем не менее не могли их уничтожить,
    поскольку получили бы кровных врагов из рода Хашимидов.
    Богатые купцы, ростовщики и землевладельцы Мекки не могли примириться с
    проповедью Мухаммеда, подрывающей основы их благосостояния. Мухаммед
    осудил ростовщичество, жадность, обман, суеверия мекканцев, предостерегая
    о вечных муках, на которые обречены души "немилостивых", "обвешивающих",
    "лицемеров", "неверных":
    ...Тот, кто жертвовал и страшился и считал истиной прекраснейшее, - тому
    Мы облегчим путь к легчайшему. А кто скупился и обогащался, и считал ложъю
    прекраснейшее, - тому Мы облегчим путь к тягчайшему. И не спасет его
    достояние, когда он низвергнется... (Коран, 92: 5-11)(1).
    Мекканцы опасались физически устранить Мухаммеда и его последователей, но
    они могли создавать им невыносимые условия жизни. Абу Бекр, фанатически
    преданный Мухаммеду и делу ислама, истратил почти все свое немалое
    состояние на помощь нуждающимся мусульманам, на выкуп рабов, принимавших
    ислам. Трудности существования вынудили часть мусульман эмигрировать в
    Эфиопию, и в 615 году в Мекке их осталось всего пятьдесят два человека.
    Со временем враги Мухаммеда добились даже того, что собрание родовых
    старейшин рекомендовало Абу Талибу, главе Хашимидов, отлучение смутьяна от
    рода. Абу Талиб не последовал этому совету, руководствуясь правом каждого
    араба находиться под защитой своего рода. В ответ на это мекканцы в 617
    году отстранили всех Хашимидов, кроме Абу Лахаба, от участия в караванной
    торговле, что довело их до еще большей бедности. Однако через два года тот
    же совет старейшин отменил бойкот, несмотря на происки Амра ибн Хишама. И
    только после смерти Абу Талиба в 619 году (в том же году умерла и
    Хадиджа), когда его место занял Абу Лахаб, положение Мухаммеда стало
    по-настоящему опасным. Абу Лахаб вполне мог бы со временем добиться
    изгнания мусульман.
    Мухаммед вынужден был искать племя, которое "усыновило" бы его общину и
    взяло мусульман под свою защиту. Сначала он пытался обосноваться в Таифе,
    но был встречен в оазисе враждебно, поскольку землями в Таифе владели в
    основном те же мекканцы. На помощь Мухаммеду пришел его дядя - Аббас ибн
    Абд Мутталиб, богатый купец, владелец виноградника в Таифе. Ему также
    принадлежало право продавать паломникам воду из колодца Земзем (он
    сохранил эту привилегию и после утверждения ислама в Мекке). В те времена
    этот дядя Пророка, родоначальник династии халифов Аббасидов (750-1517),
    еще не был мусульманином и даже сражался на стороне мекканцев в битве у
    Бадра. Аббас ибн Абд Мутталиб выступил посредником в переговорах Мухаммеда
    с племенами из Ясриба. Греки называли этот оазис Ятриппа, а со времени
    ислама он известен под именем Медина (город). Позднее мусульмане придали
    названию города новое значение - Мадинат ан-Наби ("Город посланника Аллаха
    обоих миров").
    В начале VII века Медина представляла собой земледельческий оазис с
    пашнями, садами и виноградниками. В оазисе было пять племенных поселений:
    два арабских, аус и хазрадж, и три иудейских. Языческие племена Ясриба
    находились в состоянии жестокой междоусобной войны, которая грозила им
    взаимным уничтожением. Дважды, в 620 и 622 годах, в пустынной местности
    Акаба происходили встречи Мухаммеда и его ближайших соратников с
    представителями этих племен. Между ними и Мухаммедом был заключен договор,
    скрепленный клятвой побратимства мусульман, ауситов и хазраджитов. Так был
    сделан следующий важный шаг на пути арабов к умме: община мусульман
    расширилась до межплеменного союза, а единение по духу стало преобладающим
    над единением по крови.
    В результате всех этих приготовлений летом 622 года около семидесяти
    мусульман из Мекки отправились в Медину. В числе первых переселенцев был
    Умар. Мухаммед, Абу Бекр и Али должны были уехать последними. К этому
    времени враги мусульман решили избрать по одному представителю от каждого
    мекканского рода, чтобы они сообща убили Мухаммеда. Тогда Хашимиды были бы
    не в силах отомстить за него и поневоле удовлетворились бы денежным
    выкупом за убитого. Али, которому стало известно о заговоре, предупредил
    Мухаммеда. Мухаммед и Абу Бекр сумели незамеченными покинуть Мекку.
    Некоторое время они скрывались в окрестных горах:
    Если вы не поможете ему, то ведь помог ему Аллах. Вот изгнали его те,
    которые не веровали, когда он был вторым из двух. Вот оба они были в
    пещере, вот говорит он своему спутнику: "Не печалься, ведь Аллах - с
    нами!" И низвел Аллах Свой покой на него и подкрепил его войсками, которых
    вы не видели, и сделал слово тех, которые не веровали, низшим, в то время
    как слово Аллаха - высшее: поистине, Аллах - могучий, мудрый! (Коран,
    9:40)(2).
    Мухаммед и Абу Бекр прибыли в Медину 4 сентября 622 года. Сохранилось
    описание внешности Мухаммеда, данное очевидцем его появления в Ясрибе:
    "Это был человек среднего роста, стройный, широкоплечий; густые вьющиеся
    волосы, длинная черная борода, большая голова, открытый лоб, черные дуги
    сросшихся на переносице бровей, длинные ресницы, больше блестящие глаза,
    нос с горбинкой; смелая, тяжелая поступь".
    Мухаммед выбрал место, где остановилась его верблюдица. Здесь была
    построена первая мечеть (масджид) - простое строение рядом с таким же
    простым жилищем Пророка. Были определены часы для ежедневных молитв.
    Обязанности имама, предстоятеля на Молитве, выполняли Мухаммед, Абу Бекр
    или Умар. Был назначен первый муэдзин (букв.: "возглашать с минарета") -
    абиссинец Билаль. Он произносил азан - призыв верующих к молитве. Так, в
    строгом соответствии с наказами и запретами Аллаха, начала складываться
    обрядовая сторона ислама.
    Сохранился подлинный документ того времени - устав Мединской мусульманской
    общины, из которого видно, что Мухаммед, являясь религиозным главой
    общины, в то же время, говоря современным языком, был и ее политическим
    главой. В этом заключалось то новшество, которого не было в дин ал-араб.
    Все жители Медины, мусульмане, иудеи и язычники, рассматривались как
    единое целое, и каждый из них пользовался равными правами, независимо от
    племенной и религиозной принадлежности. Новое законодательство
    формировалось на основании откровений, содержание которых не всегда
    совпадало с тем или иным обычаем: совершившего убийство не должно было
    защищать ни одно из племен союза; вражда и кровная месть между членами
    Мединской общины не допускались; все споры разрешал Мухаммед, руководимый
    высшим волеизъявлением Аллаха. В то же время племена сохраняли
    независимость, могли сообщаться между собой, заключать соглашения с любыми
    другими племенами вне Медины, кроме курейшитов Мекки, считавшихся врагами.
    В целом же мусульманская община добивалась признания за ней статуса,
    равного статусу любого другого племени Аравии.
    Переселение первых мусульман в Медину получило название хиджры. Те
    мусульмане, которые переселились вместе с Мухаммедом, стали называться
    мухаджирами - переселенцами. Звание мухаджира с тех пор стало весьма
    почетным. Позднее мусульмане, переселявшиеся из мусульманских стран,
    завоеванных немусульманами, например христианами, тоже будут именоваться
    мухаджирами. С того же времени жители Медины, принявшие ислам, получили
    название ансары - помощники.
    Шестнадцать лет спустя эпохальное событие хиджры было признано
    обозначающим первый год мусульманской эры. По арабскому летоисчислению она
    начинается в первый день первого месяца мухаррама лунного года, что
    соответствует 16 июля 622 года. Новое летоисчисление было введено при
    халифе Умаре, по предложению Али. Нужно сказать, что до исламской эры
    арабы использовали солнечный календарь. Мухаммед в десятом году хиджры
    ввел в употребление лунный год без вставных дней, состоящий из 354 суток,
    с числом дней в месяце от 29 до 30-ти. О лунном годе сказано в Коране:
    Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев в Писании Аллаха в
    тот день, как Он сотворил небеса и землю. Из них - четыре запретных, это -
    стойкая религия: не причиняйте же в них зла самим себе и сражайтесь все с
    многобожниками, как они все сражаются с вами. И знайте, что Аллах - с
    богобоязненными! Вставка дней - только увеличение неверия; заблуждаются в
    этом те, которые не веруют; они разрешают это в один год и запрещают в
    другой, чтобы согласовать с тем счетом, который запретил Аллах. И они
    разрешают то, что запретил Аллах. Разукрашено пред ними зло их деяний, но
    Аллах ведет народа неверного! (Коран, 9:36-37)(3).
    Таким образом, у мусульман один и тот же месяц в каждом следующем году
    начинается немного раньше, чем в предыдущем. Например, месяц рамадан 1387
    года хиджры начался 3 декабря 1967 года, а поскольку мусульманский год на
    11 дней короче григорианского, то следующий месяц рамадан начался 22
    ноября 1968 года. Мусульманские месяцы не соответствуют временам года, но
    через 33 года они проходят полный круг. Месяцы делятся на недели по семь
    дней, которые обозначаются цифрами и не имеют особых названий. Пятница -
    день общей молитвы, с нее начинается неделя, Сутки начинаются с заходом
    солнца. Для перевода даты из одного летоисчисления в другое существуют
    специальные таблицы. Но лунный календарь не вполне удобен в мире, где
    государства с разными системами летоисчисления активно взаимодействуют.
    Поэтому мусульмане именно для житейских нужд начинают использовать
    европейский григорианский календарь. При этом в Иране и Афганистане отсчет
    солнечных лет ведется от хиджры Мухаммеда в 622 году. И все главные
    события из истории ислама вплоть до XIX века мусульманские историки
    датируют по эре хиджры.





    ← назад   ↑ наверх