• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Александр Баяр

    «Тайная история татар»

    «Что в имени тебе моем?»

    Шекспир. Гамлет.

    Глава 5.

    Булгары.

    Берсула и асы.

    Булгары Идель-Урала.

    По сообщению Ибн-Русте (начало X-ого века) булгары Идели состояли из трех ветвей. Первая называлась берсула, вторая – эсегель (у ибн-Фадлана в форме эскел), а третья – булгар. Были и другие, например сувар, но он их почему-то не выделил. Не исключено, что для подобной классификации были определенные причины, о которых сами булгары знали, но мы можем только догадываться.

    Примечание. Ибн-Фадлан видел так же народ баранджар «числом около пяти тысяч душ, принявших ислам». Вероятно, это те самые беленджерцы, с которыми столкнулись арабы в Восточном Предкавказье (Дагестан). Об этом ниже.

    Эскель. Были попытки этноним эсегель трактовать как «старое племя», намекая о раннем проникновении булгар на берега Идели, но эта идея, кажется, не получила продолжения. Сейчас принято эсегель сопоставлять с карлукским племенем чигили. Если это так, то чигили - это тюркское племя,  родом из Центральной Азии. О них известно немного. С 766 по 940 год они занимали Семиречье и север Тянь-Шаня. Племя джикилей (чигилей) владело длиной Иссык-Куля. Подобно казахам «джокали», а внешний их облик, очевидно, как у казахов и киргизов, был монголоидный. Их расселение по степным просторам востока Средней Азии повлияло на изменения облика древних жителей оазисов. Они так же стали походить на пришельцев монголоидов. Так было положено начало современным киргизам и южным казахам.

    Берсула. Очевидно, что это сарматское или аланское племя. Их имя впервые в истории зазвучало в связи с переселением хазар, булгар, а затем авар в Восточную Европу. В известной легенде о трех братьях «скифах», вышедших в годы царствования императора Маврикия (582-602) из глубин Скифии, говориться, что одного из братьев звали Булгар. С разрешения императора римлян он поселился в Мизии и Дакии (бывшие римские провинции). Другие два брата пришли в страну аланов, называемую Барсалия. Названо имя этого брата Хазарик. Кроме того, есть и другие сообщения.  Болгарский ученый Д. Димитров, ссылаясь на церковные записи того времени (патриарха Никифора), сообщает, что «племя хазар жило рядом с сарматами». Видимо для древних было понятно, что барсилы (берсула) не гунны, а сарматы. Были кочевниками, об этом говорят армянские источники VII века. Локализация этого племени спорна: в Северном Дагестане, на низовьях Волги. Последнее вероятнее, так как в до арабского вторжения на Северный Кавказ в Северном Дагестане кочевали хазары. Свою родину народ берсула покинул под давлением хазар. После поражений понесенных от арабов, хазары оставили дагестанские степи и переместились в низовья Волги, на земли своих бывших союзников. Вероятно, их судьба мало волновала хазар.  Здесь же на берегах Восточного Каспия рядом с берсула, но южнее в степной и предгорной части Дагестана проживали в прошлом савиры и народ Беленджер. Но их этническое происхождение иное, в них видят булгар.  

    Булгары. Переселение на территорию Средней Волги произошло или после арабских войн, или, что вероятнее в период междоусобиц. До переселения они жили в степях,  прилегающих к Черному и Азовскому морям. Одни из них занимали степи в междуречье Дона и Северского Донца (в названии реки отложился этноним сабир). Здесь их аулы располагались вдоль рек, а в степи в местах выпаса скота находились их кочевые стойбища. Население, судя значительным размерам аулов, было оседлым, но практиковало не только земледелие, но и скотоводство. Другая группа булгар занимала побережье северного и восточного берегов Азовского моря, Нижний Дон,  Тамань и  юго-восток Крымского полуострова. Различие между этими группами булгар не столько этническое, а сколько хозяйственное. Здесь булгары не практиковали кочевое ведение хозяйства, а занимались исключительно земледелием, известно, что они разводили так же виноград. Прежде булгары этих краев упоминалась под своими племенными именами, но еще до переселения на Среднюю Волгу все они одинаково стали назваться булгарами.   Лесостепную зону верховий рек Северского Донца, Оскола и Дона  занимали аланы. Но их этноним звучал несколько иначе. Себя они называли асами. По-видимому, выбирая место для поселений, они предпочли горный ландшафт, отдаленно напоминающий им их родину, предгорья Северного Кавказа, которую они были вынуждены покинуть. 

    История появления булгар.

    Булгары: хайландуры и уногундуры и кутригуры. По-видимому, с падением власти гуннов в Европе после поражения в 469 году народы, некогда входившие в их союз, освободились.  Византийские, армянские и другие источники называют имена некоторых племен. Это акациры, но они были покорены племенами, подошедшими с востока в 463 году сарагурами, урогами и оногурами (булгарами). В результате это имя исчезло со страниц истории. Затем  в сочинении Иордана (VI век) были названы альциагиры и булгары. Византийцы называют в степях к западу от Дона и побережья Азовского моря – кутригуров (кутургуров). Восточнее Дона и на Тамани – утигуров (утургуров). Два последних этнонима употреблялись позднее, но только как локальные, для названия отдельных племен. Но, называя новое имя, ни один автор не приводит другие известные. Видимо, это был период нестабильности, и племенные названия давались по имени удачливых вождей или его рода. Кроме того, известен еще один этноним булгар Тамани, то есть восточных булгар. Это уногундуры. Армяне называют в Восточном Прикаспии хайландуров. Очевидно, эти два этнонима  близки по звучанию. Со временем общим для всех племен так или иначе связанных с гуннами  стал этноним булгар. Но само имя гуннов навсегда исчезло, ни один народ не взял их имя.

    Расселение булгар этого времени так же известно. В причерноморских степях они занимали территории, прилегающие к побережью Черного и Азовского морей. Но в расселении племен просматривается определенная закономерность. Степи западного побережья Азовского моря и правого берега реки Дон занимали кутригуры. К востоку от них располагались утигуры. Центром расселения утигуров были Тамань и низовья реки Кубани. Известно, что утигуры назывались так же уногундурами. В Восточном Прикаспии булгары занимали равнины и предгорья Северного  Дагестана. Внешне все они были похожи между собой, здесь антропологи не усматривают различий. Это круглоголовые европеоиды с небольшой монголоидной примесью. Но они существенно различались между собой  деталями похоронного обряда и уровнем развития. 

    Таким образом, булгарские племена удержали после падения державы гуннов их земли. Сарматы и готы – прежние ее обитатели - на эти территории не вернулись. Поэтому связь булгар с гуннами кажется очевидной, так же как и раннее появление этнонима булгар среди племен Причерноморья. Но не все так просто. Несколько запутывает этническую ситуацию этого региона надежное сообщение, приведенное выше, о более позднем появлении булгар, причем совместно с хазарами, которое случилось уже после падения власти гуннов над племенами Причерноморья.

    Примечании. Армянские источники о булгарах из-за многочисленных поздних вставок выглядят менее надежными. Из них следует, что булгары появились в степях Западного Прикаспия до гуннского вторжения, то есть до 372 года.

    Таким событием, подтолкнувшим племена к переселению стало появление а затем быстрое усиление в Центральной Азии (Монголии) державы жуань-жуаней. Держава беглых рабов жуань-жуаней, как ее характеризует Лев Гумилев, разрослась  и политически усилилась в период после долгого политического безвластия в степи. Это вызвало новый передел сфер влияния в степи. Соседние племена были вынуждены признать их власть или уйти. Таким народом на западе Центральной Азии были теле (уйгуры и др.).

    Примечание. Теле до Ш века до н. э. жили к западу от Ордоса, то есть в регионе проживания «плиточников». Но спустя почти 700 лет в конце IV века они оставили свою древнюю родину - степные просторы, расположенные к западу от Ордоса - и переместились степи Джунгарии и Западной Монголии, то есть территории занятые прежде народом юечжи, а затем хунну. Известно, что не все юечжи ушли. Их потомки эфталиты по сведениям китайских источников занимали степи к югу от Алтая и к востоку от Хотана, т. е. на востоке территории расселения юечжи.  Вероятно, эфталиты, кидариты и теле какое-то время соседствовали и входили в гуннский союз племен.

    Теле были многочисленны, но жили разобщено. Прежде входили в состав  империи хунну, но рано освободились от их власти. С усилением в конце IV века жуань-жуаней вынуждены были подчиниться, но попыток освободиться не оставили. Около 485 года они переместились на запад в долину реки Иртыша и образовали здесь подобие государства. Впоследствии в 490 году они совместно с Китаем громили жуань-жуаней, а в 492 году уничтожили владение среднеазиатских хуннов Юебань. На их землях победители образовали еще одно подобие государства. Но эфталиты, их соседи с таким развитием событий не согласились. В  494 году они разбили сначала южных теле, в 496 году подчинили себе северных теле. «Народ разбежался», а оставшийся на месте стал вассалом эфталитов. (Л. Гумилев, Тюрки).

    Экспансия жуань-жуаней за пределы Центральной Азиив начале V века привела к столкновению со среднеазиатскими гуннами. Царь гуннов Жибаеги, хотя и разбил жуань-жуаней, но «справиться с жужаньской державой в целом не мог и покорностью купил себе покой». (Л. Гумилев, Тюрки). Поражения редко  обходятся без последствий, тем более в степи. По-видимому, кочевые народы, жившие под властью гуннов, вышли из-под их власти и начали самостоятельную жизнь. Они из них – это эфталиты и кидариты – в начале V века ушли в Среднюю Азию, где проживали их родичи - кушаны. Политическая ситуация  там складывалась в пользу потомков юечжей. Некогда единая и сильная Кушанская держава распалась на мелкие княжества. Поэтому эфталиты на новом месте оспаривали власть не с кушанами, а с кидаритами. Эфталиты создали на месте кушанских владений Средней Азии собственное царство и стали притязать на территории, принадлежавшие в прошлом Кушанской империи, но захваченные к тому времени Сасанидским Ираном, то есть земли Кушаншахра, а так же на Восточный Туркестан. 

    Примечание. Кидариты - потомки юечжей. К тому времени жили за Тарбагатем (западнее Алтая), то есть поблизости от своей древней родины. Новое название получили от имени своего царя Кидары.  В 420 году после очередного нападения жуань-жуаней на среднеазиатских гуннов и юечжей, он, по-видимому, вышел из гуннского союза, и увел свой народ подальше от авар в Среднюю Азию. Кидариты на правах родственников  предъявили  претензии на все кушанское наследство. Но эфталиты, так же потомки юечжей, не только не поддержали их притязаний, но и вытеснили их в Гандхару (Афганистан). Кидариты, подчинившиеся власти эфталитов, вошли в их союз.

    Имя Кидара (в китайском звучании Цидоло или  Кидлолу) носил так же царь юечжей, оказавший за почти 600 лет до этих событий  упорное сопротивление хунну к северу от Тянь-Шаня, то есть в Джунгарии.  Он в 165 году до н. э. потерпел поражение от сына Моде Ляошань-шаньюя. По сообщениям китайцев последний сделал из его черепа кубок и использовал его во время официальных церемоний. ( Лев Гумилев.  Тюрки. Хунну).

    По-видимому, именно эти сложные политические события Центральной Азии вызвали уход со своих мест эфталитов, булгар, савир и хазар. До смерти Атиллы в степях Восточной и Центральной Европы (Панония или Венгрия) прочно господствовали европейские гунны, что определило направление миграции эфталитов и кидаритов. У них не было другого выбора кроме Средней Азии. Но вскоре власть гуннов пала и в Европе. 

    Примечание. В 371 году гунны нанесли поражение аланом, а затем в 375 году готам и овладели Причерноморьем. В течение 20 лет они никаких военных действий на западе не предпринимали. По-видимому, их отвлекали их внутренние проблемы. В 395 году они через Кавказ и Дунай напали на Римскую империю. Но своих врагов готов они не забыли, и в 400 году гунн Ульдин «ради дружбы» помогал римлянам в войне с готами. Отряды Ульдина действовали, на первый взгляд, независимо, но, вероятно, они имела определенные цели. В 412 году Харатон, царь гуннов, и римляне подписали договор. Тогда ставка гуннов находилась у устья реки Дуная. В 445 году гунны заняли Панонию (Венгрию), которую им уступили римляне. В 453 году гунны не смогли одержать победу над объединенной римской армией, основу которой составляли готы и аланы. Неудача в Каталаунском (от слов гот и алан) сражении осталась незамеченной, но это было началом конца. С этого момента роль гуннов и их  влияние стали ослабевать. В 455 году они потерпели поражение от германских племен и сармат. Гунны, бежавшие на восток, сплотились под началом одного из сыновей Атиллы. Верные своей тактике, чтобы вернуть утерянное влияние, они предприняли набеги на византийские приграничные земли. Но император отказался их признавать. В 469 году они потерпели последнее поражение от ромеев (точнее от алан, тогда в римской армии преобладали аланы, а главнокомандующим был алан Аспар). С этого времени их имя перестает упоминаться в хрониках истории.

    Для булгар и хазар подобное развитее событий было на руку, и они не преминули воспользоваться ею. К уходу их подталкивали так же немирные отношения с племенами сабир, которые занимали в то время степи восточной части Западной Сибири. 

    Примечание.

    1. Удивительно, несмотря на прошедшее тысячелетие, память сибирских татар сохранила это  событие. Помнили это и другие народы, и поэтому мы вслед за ними называемее ее Сибирью. По мнению Л. Гумилева сабиры разделились. Одни из них осели в Восточном Прикаспии, другие на Русской равнине и назвались северянами. Память о них осталась в этнонимах «сабир» и «сувар», а так же в имени Сабир. От «сувар» фамилия Суворов. 

    2. Есть мнение, что хазары родственны эфталитам. Действительно, их этноним иранского происхождения, означает «тысяча» или «тысячник». Но это, так же как и то, что этнонима «сабир» иранский, ничего не говорит. Имена в степи часто не имели национальной привязки.

     Сабиры и хазары заняли прикаспийские степи, булгары – причерноморские. Но они упоминаются так же на западе.  Известно, что они воевали с лангобардами. После их ухода в Северную Италию вслед за ними бежала от авар какая-то часть булгар. Кажется, до VШ века они помнили свой язык, и от них до сих пор среди итальянцев идут фамилии «Булгари».

    Примечание. Д. Димитров говорит о более раннем проникновении булгар в прикаспийские степи и уходе их под давлением гуннов в степи Южного Азербайджана. Действительно, в топонимике  той местности отложился этноним булгар. Он же приводит их племенной этноним  хайландуры. Если это действительно так, то упоминаемая им история бегства в 454 году юного хайландура, служившего в то время у персидского шаха Йездегирда II (438-457) к кушанам, говорит не столько в пользу связей булгар с кушанами, сколько с эфталитами. Вероятно, ни  армяне и ни иранцы эти два народа, то есть эфталит и кушан, между собой не различали. Они говорили на одном языке. Поэтому эфталитов они так же называли кушанами. Но булгары и эфталиты той поры не могли не знать друг друга.      

    Таким образом, можно предполагать, что появление булгар в степях Восточной Европы не было одномоментным актом. Возможно, что кочевники прикаспийско-черноморских степей не имели единого происхождения и были связаны между собой единой судьбой. К тому времени кровопролитные войны гуннской эпохи закончились, и в  обезлюдевшей степи наступил мир. Между племенами началось соперничество. Но оно, видимо, было прервано появлением центральноазиатских булгар. Они объединили разнородные осколки в один народ и навязали им свой этноним. На разнородное происхождения булгар указывают различия в погребальных обрядах (о них ниже) и различающиеся диалекты племен: купи-булгар, дучи-булкар, олхондор-блкар,  чдар-болкар (из так называемой «Армянская география»). Влияние сармат ощущается в имени Аспаруха, оно иранское. Кроме того, именно в орде Аспаруха булгары практиковали, как и сарматы, обычай деформации  головы и погребение головой на север.  

    Очевидно, что сами булгары были монголоидны. Они входили в союз центральноазиатских племен теле. Как известно, уйгуры, победители тюрков и создатели Уйгурского каганата, из этого же союза, так же были монголоидны. Сближение булгар и кочевников прикаспийско-черноморских степей, вероятно, облегчалось близостью языков. Но облик последних был иной, европеоидный. Генетически они потомки сармат. Поэтому непосредственно связывать пришлых и монголоидных булгар с предшествующим гуннским населением затруднительно.

    Расселение булгар.

    Появление авар (народ из центральноазиатского кочевого объединения жуань-жуаней) в европейских степях, бежавших сюда после разгрома, учиненного тюрками в 555 году, вызвало у сабир  и берсула шок.

    Примечание. Сабиры  проживали в Дагестане, были воинственны, но раздробленные на враждующие племена воевали за Иран или Византию и между собой. Но в 554 году потерпели поражение в борьбе с Ираном. Некоторых иранцы присоединили себе, но большую часть сабир изгнали. В 556 году Иран обезопасил  свои северные границы строительством крепостной стены у Дербента. 

    Но авары не задержались в Прикаспии, ограбив в 558 году ослабевших савир, а затем попутно приазовских утургуров и антов, они ушли в степи Панонии (Венгрии). По пути к ним примкнула часть булгар кутургуров. Последствия аварского вторжения изменили политическую ситуацию данного региона. Место савир заняли хазары, булгары сосредоточились в приазовских и прикаспийских степях. 

    Булгары и аланы Дагестана. Булгары – это сабиры, барсилы – сарматы или аланы, но не кавказские. Булгары занимали  равнины к северу от Дербента: долину реки Сулак и степи южнее реки Терек. Здесь находились их многочисленные поселения и крепости. Крепости располагались так, что закрывали проход в долину реки Сулак со стороны Каспия и составляли единую систему обороны. Это была в тот период наиболее развитая в культурном отношении часть булгар. Булгары и аланы, жители этих краев занимались скотоводством и земледелием и даже разведением винограда. Известно, что они освоили поливное земледелие, для этого  вдоль реки Акташ в VII-VIII вв. они проложили ирригационные каналы.

    Их культура существенно отличается от культуры горцев Кавказа. В основе своей она кочевая сарматская, но она включила в себя городскую культуру населения Закавказья. Впоследствии эта культура стала основой для складывающейся культуры булгар и алан степей Восточной Европы, получившей название Салтово-Маяцкой культуры. По-видимому, начало ей положили сарматы, бежавшие сюда от гуннов. Они  осели в предгорных долинах и под влиянием местного населения начали заниматься земледелием, но это не повлияло на изменение образа жизни. Они по-прежнему занимались скотоводством. Скот выпасался в прибрежных равнинах, а затем перегонялся в горы. Гунны, несомненно, были здесь и возглавили союз племен равнинного Дагестана, что положило начало ассимиляции сармат. Археологи обнаружили редкие свидетельства их присутствия - костяные стрелы.

    Впоследствии кочевники научились строить крепости с башнями. Толщина стен достигала 4-6 метров, высота стен около 10 метров. Использовалась, так называемая панцирная кладка, каменные блоки скреплялись глиной, пространство между стенами заполнялось камнями с землей и глиной. Использовались антисейсмические пояса. 

    Арабы и армяне эту страну булгар называли владением Беленджер. Значительная часть поселений располагалось в межгорной долине реки Сулак, которое в древности носило название Беленджер, и на равнине реки Терек. Крепость, закрывающая вход в долину, называлась Беленджер. Возможно, сто это иранское название и значит «длинная расселина» (иранские названия имели многие селения, например, жители известного аула Кубачи назывались «зирихгеран» - кольчужники). По описаниям арабов известен город Вабандар, который насчитывал 40 тысяч домов. Горные царства (местных кавказских народов) назывались Сарир, Филан, Лакз и резко отличались от булгарских предгорных равнин.

    Страна Беленджер.

    Черными  кружками помечены крепости и городища булгар в долине реки Сулак и на равнине реки Терек.

     
     

    Со второй половины VII века с территории Армении и Албании (государство удин, расположенное в Северном Азербайджане) проповедники принесли христианство.  В двух городищах обнаружены церкви. Крещение поддерживал царь сабир Алп-Илтивер. Это был политический акт, цель которого состояла в поддержке царями соседних государств усилий по освобождению народа из-под власти хазар.

    Булгары Беленджера имели тот же облик, что и другие булгары. Это круглоголовые европеоиды с небольшой монголоидной примесью, но среди них были люди, которые, как и сарматы, практиковали деформацию черепа. Ритуал погребений включал в себя захоронения  в ямах и катакомбах, но катакомбные захоронения в этом краю сильно отличаются от катакомбных захоронений алан.  Тела усопших в них одиночны и положены головой на север, а дромос (входной коридор) заваливался камнями. Но среди беленджерцев были и аланы. Их облик другой, они узколицы и длинноголовы, то есть не отличались от алан Северного Кавказа. Хазары составляли элиту этого общества, захоронения в курганах выделяют их из основной массы людей каганата и подчеркивают их социальный статус.

    Уход людей со своих насиженных мест был вызван войной между арабами и хазарами и случился на завершающей ее стадии.

    Великая Булгария. VI-VII века. Располагалась на побережье Азовского моря и вдоль правого и левого берегов реки Дон. Но исторический центр булгар находился на Тамани, столицей была Фанагория. История его возникновения такова. В VI веке восточноевропейские кочевники попали под власть тюркютов. Во главе хазар стал представитель царствующей династии Ашина. Во главе булгар стал представитель племенного объединения запада Тюркского каганата, называемой Дуло, не имевшей права на престол.  Но вспыхнувшие в каганате междоусобицы позволили в 632 году правителю булгар Кубрату отложиться от каганата. Чтобы подчеркнуть свою независимость он принял титул хана. 

    Новое государство стало называться Великой Булгарией. В него вошли кочевники с берегов Азовского моря и Дона. На западе граница доходила до реки Днепр, на востоке захватывала нижнее и среднее течение Кубани, а также горы Предкавказья. На севере заходила в лесостепь. В родословной булгарских ханов Кубрат назван именем Курт (возможно, это от иранского «железо»), а годы правления указаны примерно с 580 до 650 годов. Хазары о своей независимости объявили после смерти хана Кубрата.

    Булгары, осевшие по Кубани, согласно армянским источникам, назывались купи-булгар, то есть кубанские (река Кубань в древности называлась примерно так же ). Другое название утигуры, но они так же назывались уногундурами. Известно, что они одного происхождения булгарами Беленджера,  так же практиковали  деформацию головы и хоронили своих соплеменников головой на север. Нетрудно понять, что древние этноним беленджерцев хайландуры и уногундуры конструктивно близки.  Но по уровне развития они существенно различались.  Уногундуры были типичными кочевниками, землю не обрабатывали, дома не строили.

    Степи к западу от реки Дон, вдоль северного берега Черного и Азовского морей населяли булгары-кутригуры. В начальную пору они были кочевниками, но с VII  века стали вести оседлый образ жизни. Но, несмотря на общность происхождения с другими булгарами, они, тем не менее, отличались от них детали погребального обряда. Своих соплеменников они хоронили головой на запад, обычая деформации головы не знали.

    Подпись:   

    Карта расселения кочевых племен в VII веке.

    Смерть хана Кубрата по времени совпала арабскими завоеваниями и усилением хазар. Его сыновья Аспарух и Батбаян владели  восточной частью Великой Булгарии. Не выдержав натиска хазар, Аспарух ушел на Дунай. В упорной борьбе с Византийской империей булгары Аспаруха  отстояли захваченные земли и остались здесь жить. Известно, что дунайские булгары так же придерживались древних обычаев предков: обычая деформации головы, и положения усопших головой на север.

    Восточная часть Великой Булгарии, таким образом, осталось в руках Батбаяна. Земли к западу от Дона – занимали котраги (вероятно, это сокращенный вариант этнонима). Батбаян и котраги подчинились власти хазар.

    Арабские войны.

    Жизнь состоит по большей части из событий ничем не примечательных. Они обыденны и устойчиво повторяют привычный порядок вещей. Но в их ряду иногда происходят на первый взгляд ничем не примечательные события, но приобретающие впоследствии огромное значение, затрагивающее судьбы многих миллионов людей, и радикально меняющих течение исторических событий, облик цивилизации. Таким событием, оказавшим глубокое  влияние на все стороны жизни булгар, радикально изменившим их судьбу, было рождение в далекой Аравии, в городе Мекке в семье, связанной корнями с кочевой средой, мальчика Мухаммеда. Его родители  Абдаллах и Амина были по преданию далекими потомками  Исмаила, прародителя кочевых арабов, но рано умерли. Мальчик вырос в семье дяди. Благородное происхождение ценилось, но особых преимуществ не давало.

    Сыны пустыни, кочевники из рода курайшитов, к этому времени изменились. Владение городом и священными местами, где некогда по преданию их легендарный предок Ибрахим (Авраам) воздвиг Каабу – небесный храм,  давало им определенный доход. Религиозные праздники, паломничество арабов к святым местам, а так же транзитная торговля превратили бывших кочевников в купцов. Конечно не все, но некоторые из них разбогатели и оттеснили старые аристократические кланы. Родовые обычаи, требовавшие равенства и взаимной поддержки, их уже не устраивали, и к бедным, может быть, не выказывали откровенного презрения, но богатства своего не стеснялись. Ежегодно они снаряжали караваны к своим соседям: ромеям (Ливан), в Ирак (это искаженное название Ирана), в южную, или как ее тогда называли, Счастливую Аравию.

    Все остальные  арабы жили своей жизнью, то есть тем, что имели. Больших целей себе не ставили. Более того, когда среди них объявился человек, публично объявивший всем, что жизнь надо решительно менять, и строить его на новых принципах, главным из которых было  единобожие и отказ от почитания идолов, они попросту высмеяли его. Тот, кому была уготовлена великая историческая роль, в 45 лет после первого публичного оглашения своих целей и задач ничего кроме унижений не испытал. Люди не только отвергли его, но еще долго осыпали насмешками. Но, тем не менее, эта проповедь дала определенный результат: между первыми мусульманами и язычниками возникло противостояние, которое вылилось в борьбу. Никто не хотел уступать. Хотя Мухаммед был твердо убежден в новой вере, но на первых порах ситуация была далеко не пользу. Мусульмане были малочисленны, а противников было много больше, к тому же они были агрессивны. Но качественно противники различались. Мусульмане боролись за веру и были идеологически сплочены, а у другой «партии» таких идей не было. Это было сборище разных людей. Одни из них руководствовались корыстью и видели в исламе угрозу своей власти в городе. Другие – вовлеклись в борьбу только потому, что испытывали неприязнь  к новым идеям, а главное к соплеменнику, объявившего себя посланником бога.

    Примечание. История ислама – это не только история зарождения и победы новой веры, но это еще история вечной борьбы между новым и старым. Как правило, старая система на первых порах выглядит уверенной и всесильной. Новая, напротив,  выглядит слабой и, кажется, обреченной на неудачу. В этой истории многое завесило не только от личности Мухаммеда, цельности и оригинальности его идеологии, но и от воли первых мусульман. Они проявили завидное упорство в отстаивании своих идей. У его противников стройной идеологической системы не было. Потерпев поражение в идеологической борьбе, они потеряли поддержку народа. Очевидно, что подобное развитее событий могло быть только в условиях  широкой демократии.

    Мухаммеду все же удалось сплотить арабов Центральной и Западной Аравии на принципах ислама. Перед ним встали новые задачи. В советской исторической литературе, которая не одобрительно относилась к исламу, можно было  прочитать, что Мухаммед, подталкиваемый богатой мекканской верхушкой, направил мусульман на завоевание. Но на самом деле эта верхушка настороженно, если не трусливо, восприняла новую акцию. И встречи на поле боя ни с ромейским, ни с иранским «голиафами» не желали. Это не было похоже на привычный им базар. И действительно, первый поход за пределы «острова арабов», в который они отправились с большим воодушевлением, закончился неудачно. При встрече с регулярной армией Византии в длине Мута (Иордания) армия дрогнула. Полководцы, показывая пример, с обнаженными мечами пошли в бой, но армия - не пошла.

    Потребовалось время, чтобы они решились на это снова, ибо другого исхода быть не могло. Ни страх перед могучей силой двух великих империй, ни война на два фронта, не испугали воинов Аллаха. Первыми были разбиты ромеи, и весь Ближний Восток и Египет, страны Магриба и Испания оказались в руках арабов. Победы над иранцами принесли мусульманам власть над обширными территориями Востока. На правах наследников они вступили в Среднюю Азию и здесь впервые столкнулись с тюрками и китайцами. Борьба за обладание Востоком была долгой, кроме арабов претензии на ее территории предъявили так же китайцы. Но в 751 году в упорном сражении с китайской армией в долине реки Талас арабы совместно с тюрками нанесли им поражение и почти на тысячелетие задержали китайскую экспансию на запад.

    Примечание: Войны арабов имели ту же цель, что и предыдущие, то есть были захватнические. Но цели войны декларировались  иначе, они имели четко выраженную идейную направленность. Так сложилась необъятная Арабская цивилизация, объединившая многие народы в рамках единой  культуры. Такое объединение на проверку оказалось более прочным и более живучим в сравнении с объединениями кочевников. Последние основывались больше на силе, чем убеждениях. Впоследствии арабы с удивлением писали о тюрках: «Они не сражаются ни за веру, ни за толкование (Корана), ни за царство, ни за харадж, ни из-за пристрастия к своему племени, ни из-за соперничества (исключая из-за женщин), ни из-за гнева, ни из-за вражды, ни за родину и, охраняя свой дом..., а воистину сражаются они (только) ради грабежа.

    Рис. 6.

    Арабские воины в походе.

    Неутомимые «Воины Аллаха», как они сами себя называли, захватили огромные  территории от Пиренеев на Западе до Инда на Востоке.

    Так сложилась арабская цивилизация, которая включила в себя развитые предыдущие цивилизации. 

     
     

    Такой же не легкой была борьба за обладание Кавказом. Армения, Грузия, Атурпаткан (Азербайджан)  к 652 году были сравнительно легко захвачены, но в борьбу за Кавказ вмешались хазары. Первый поход арабов против хазар 653-654 годов возглавил Абд-ар-Рахман. Захватив Дербент, арабы вступили в страну или владение Беленджер (его размещают в долине реки Сулак в Дагестане). Вход в долину реки, где располагались многочисленные булгарские и аланские поселения,  закрывала мощная крепость Беленджер. Арабы в течении нескольких дней пытались штурмом взять город, но были разбиты подоспевшей подмогой. Их полководец погиб, а остатки армии бежали. Так впервые встретились между собой в бою арабы и жители страны Беленджер. Это были булгары и аланы.

    Вспыхнувшие междоусобицы в халифате временно отвлекли арабов от борьбы за обладание Кавказом. Кавказские страны стали независимы и усилились. Поэтому князь савир Алп-Илтебер  (Алп – тюрк. богатырь, а ильтебер – тюрк.-иран. воинский титул), желавший для своего народа независимости от хазарской неволи, вошел в союз этим государствами. Союз был скреплен династическим браком с дочерью князя Албании и принятием христианства (видимо монофизитского толка). Но хазары сурово расправились с ним и с его соседями и наложили на всех тяжелую дань. Но это был политически опрометчивый шаг. Смуты в Халифате закончились,  арабы вернулись, и война стала неизбежной.

    Начало военным удачам арабов положил полководец Джеррах Ибн-Абдаллах ал-Хакам. В первом же сражении, которое состоялось в 721 году, 25 тысяч арабов разбили 40-тысячную армию хазар. В походе на Беленджер Джеррах встретился с армией беленджерцев. Битва была отчаянной, но арабы взяли вверх. Джеррах проявил милость к жителям и князю Беленджера. Город не был разрушен, а князю он вернул его семью. Так было положено начало исламизации булгар.

    Следующий поход арабы направлен против алан Северного Кавказа.

    Примечание. Население Кавказа разнородное по языку, но, тем не менее, имеет много общего в происхождении. Одни из них издревле живут в этих краях, это жители Центрального Закавказья, грузины и другие народы. Другие пришли в глубокое историческое время со стороны Ближнего Востока. Расселяясь вдоль Каспия и берега Черного моря, они заняли восточные и западные склоны кавказского хребта. С севера предгорные кавказские степи занимали жители степи скотоводы. Известно, что  в III-II веках до н. э. сарматское племя аорсов (в переводе «белые» или «светлые») заняло кавказские степи, но затем они были покорены среднеазиатскими аланами и вошли в их союз. Они не только приняли их имя, но и смешались с ними. Из этих двух потоков в средневековье сложились кавказские аланы. Облик этих алан средиземноморский, а язык восточноиранский.

    В раннее средневековье аланы в борьбе с их извечными врагами гуннами потеряли  власть в степи, но удержали за собой степи и горные долины Центрального Предкавказья. Это степи междуречья Кубани и Терека и горные и предгорные долины Кавказского хребта. Восточное и Западное Предкавказье заняли булгары, но Восточном упоминаются так же маскуты, вероятно, потомки древних массагетов, предков алан. Интересно, что на западе так же жили в прошлом сарматы и память адыгов удержала воспоминания о происхождение некоторых родов от сармат.

    Аланская культура в основе своей сарматская, но оседлая. Аланы на новом месте не отказались от ведения традиционного скотоводческого хозяйство, но оно стало носить в новых условиях отгонный характер. В местах перегона скота они  сооружали поселения и занимались земледелием. Как и булгары, строили крепости и цитадели, но делали это более умело. Занимались транзитной торговлей. Через Северный Кавказ  проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути.  С этого они имели определенный доход, а шелка использовали для отделки костюма. По общепринятому мнению создатели современного горского кавказского костюма аланы и черкесы. В основе его халат восточного типа. По-видимому, он был заимствован через эфталитов у среднеазиатов. На ногах носили, как и сарматы, полусапожки, затянутые у щиколоток ремнем. Погребальные обряды разнообразные. Погребения под курганами уступили место бескурганным. Захоронения совершались в катакомбах, ямах с заплечиками, в подбоях и в каменных склепах. В катакомбах захоронения  носили коллективный характер, то есть здесь хоронили членов одного рода.  По религиозным воззрениям аланы были язычниками, но соседи христиане не оставляли попыток обратить их в свою веру. Известно, что епископ Исраил на глазах у изумленных алан ломал их языческие амулеты и делал из них кресты. Как и все верующие люди, аланы, очевидно, в вопросах веры были наивны. 

    Аланы сохранили традиционную для кочевников любовь к коню. Поэтому они везде и всегда предстают воинами-всадниками. Вооружение алан походило на вооружение их предков сармат, то есть это одетый в броню (кольчугу) всадник, вооруженный копьем и мечом сарматского типа, при себе имел также кинжал и лук. Вооружение дополнялось булавой, боевым топором и арканом. C VIII века аланы стали пользоваться саблей.     

    В раннем средневековье доминировали Византия и Иран. Соперничество между ними часто выливалось в войны. И каждый из них желал привлечь алан на свою сторону. Аланы вошли в состав  сасанидского Ирана, их царь имел, как и члены семьи шахиншаха, титула шаха.

    Рис. 7.

    Дарьял – Ворота алан.

    По этому горному ущелью, отделяющему Северный Кавказ от Закавказья,  аланы издавна делали набеги на Ближний Восток:  на восточные римские провинции и Иран. Иранское название Дарьяла «Дар-и-алан», т. е. ворота алан. Присутствие этого корня ощущается во многих топонимах Северного Кавказа:  Дербент, Семендер и т. п.

     

    С усилением хазар попали под их власть. Но интриги византийского двора вынудили выступить их против хазар. Хазары нанесли им поражение, но каган не стал казнить царя алан, а женил его на своей дочери. Видимо хазары считались силой алан и дорожили этим союзом.

     В этой войне арабы, пользуясь бездеятельностью хазар, желали ограбить каганат, подорвать его экономическую мощь. Алан не щадили. Их селения были разграблены, а население было уведено в рабство. Это вынудило равнинных алан уйти на север.

    По-видимому, после этих событий авторитет хазар в степи упал. Завершающий этап борьбы для хазарского кагана был еще более унизительным. Арабы не стали тратить время на захват столицы, они проникли глубоко в тыл каганата. Известно, что они ограбили селения буртасов, предков мишар. С. Кляшторный полагает, что они переправились через реку Идель (Каму) и ограбили так же селения ас-сакалиба, народа не то славянского, не то балтийского происхождения. Их поселения находились на правом берегу Камы (культура этого народа была обнаружена у аула Имен, отсюда ее название Именьковская культура). А затем где-то здесь они разбили хазарскую армию. Каган был вынужден принять ислам. Это случилось в 737 году. 

    Результаты войны были плачевны для каганата. Его размеры сократились. Цветущие в прошлом города и селения - они были окружены многочисленными садами - были разорены, ремесленное производство пришло в упадок. Люди были либо убиты, либо угнаны в рабство. Оставшиеся в живых  вынуждены были искать спасения. Многие покинули родину навсегда, и ушли в безопасные регионы, не задетые войной.

    В поисках земли обетованной.

    Булгары, аланы, сабиры и народ Беленджер (возможно и барсилы),  подались в степи и лесостепи бассейна реки Дона, Северского Донца и Оскола, и возможно, на Среднюю Волгу. Массовый наплыв переселенцев в регионы, не охваченные войной, а также рост численности кочевников данного региона привел к относительной избыточности населения. Поэтому обращение кочевников к земледелию кажется вполне обоснованным. Вероятно, переход к земледелию ускорился с появлением в данных регионах переселенцев из Беленджера. Они по тому времени обладали солидными знаниями и навыками. Известно, что впоследствии булгары, а затем татары Нижнего Дона и Крыма разводили в этих местах виноград, бахчевые культуры и были отменными земледельцами.   Из других факторов этого же порядка следует назвать социальное расслоение. Хазарские и аристократы, вероятно, разбогатели, то есть стали обладателями огромного поголовья скота. Это не могло не вызвать захват пастбища своих подданных. Мнение о растущих выплатах, то есть дани, подорвавших хозяйство кочевников, не кажется убедительным.

    Аланы осели в лесостепной зоне рек Оскол, Северский Донец и Дона. Они выбрали эти места потому, что горный ландшафт этих краев напоминал им родные кавказские степи. Используя рельеф местности, они построили из тесаных камней замки. Во внутреннем дворе замка находилась цитадель (замки, называемые городищами - это Салтово и Маяцкое – находятся в зоне проживания алан). Вокруг этих замков группировались многочисленные селения. Своих сородичей по старому обычаю, как и на Кавказе, они хоронили в катакомбах.  По облику донские аланы не отличались от своих кавказских сородичей. Но называли себя не аланами, а асами (этноним «ас» имеет не менее древнее происхождение). Дожили здесь до татаро-монгольского нашествия. Один из князей донских асов Качир-укуле воевал с монголами, и его имя попало в историю. Какая-то часть этих алан переселилась впоследствии вместе с булгарами на Среднюю Волгу. Сохранившаяся в этих местах топонимика, типа Оскол и другие, аланская.

    Булгары проживали южнее алан, занимая степи междуречья Северского Донца и Дона, а так же на Нижнем Дону, в Приазовье и в Юго-Восточном Крыму. В прошлом кочевники, они стали оседать. Вдоль степных рек, особенно на берегах реки Северский Донец, появились многолюдные аулы, жители которых разводили бахчевые культуры, но преобладающим было скотоводческое направление хозяйства. Свои стада они выпасали в степных регионах, примыкающих к рек Дон и восточнее. По иному жили булгары Нижнего Дона, Приазовья и Крыма. С начала VIII  земледелие становится их повальным занятием. Небольшие по размерам аулы быстро увеличились в размерах. Плотность населения возросла. Вместе с аулами - постоянными поселениями - здесь появились многочисленные замки. Есть мнение, что их строителями были переселенцы из страны Беленджер. Они же занесли нижневолжским булгарам любовь к разведению винограда и бахчевых культур. Кочевниками стал активно заселяться так же Крым. Сначала степная часть покрылась их аулами, а затем они освоили южную часть. На Тамани в этот период стали возрождаться портовые города:  Фанагория, Матарха (Таматарха).

    Подпись:

    Карта расселения  народов в VIII веке. 

    По-видимому, в это время сарматы и аланы стали переходить на тюркскую речь. Бируни сообщает, что разговорным языком в Хазарии был смешанный хорезмийско-печенежский. Печенежский язык – это тюркский. Язык хорезмийцев, как это установлено по письменным источникам – восточно-иранский. Угасание хорезмийского языка на родине, это современный северный Узбекистан,  растянулось во времени на полтора тысячелетия и завершилось в эпоху эмира Тимура (XV век). То же имело место в среде ираноязычного населения Северного Кавказа и в среде крымских и донских асов (алан). Последние стали основой крымских татар или вошли в состав основного населения Орды.

    Примечание. Следует привести общепринятое мнение о происхождении этой культуры. В основе своей она сармато-аланская Восточного и Центрального Предкавказья V-VII веков. Восточное Предкавказье одно из самых ранних очагов алано-булгарской культуры. Первый ее этап со II по IV  связан с поздними сарматами. На втором этапе с VI по VII ( возможно до середины VIII) эта культура следует тем же традициям. Но на третьем этапе с VIII эта культура приобретает черты средневековой алано-булгарский, то есть салтовский.  Следует напомнить, что в Восточном Предкавказье жили восточные булгары (народы беленджер, савир, булгар) и аланы (народы маскут, алан и барсил).

    К ранним этапам этой культуры примыкают две культуры Южного Урала:  турбаслинская (сарматская) и бахмутинская. Поэтому в данной книге для названия Волжской Булгарии используется как синоним Булгария Идель-Урала. Она отражает участие в сложении государства сарматского и угорского (возможно раннетюркского)  населения Южного Урала.

     Впоследствии в эту культуру интегрировались западные булгары. И новая культура, получившая название алано-булгарская (или Салтово-Маяцкой), широко распространилась по степи.  С  этой культурной общностью связано происхождение двух государств. Одного  на Дунае, другого на Итили (Средней Волге). Обе назывались страной Булгар, правда, первое в соответствии с книжной традицией греков Болгарией.  Кочевники оставшиеся в родных степях создали локальные варианты этой культуры: на Дону, в Крыму, у побережья Азовского моря и. т. п. (см. на карте).

    Рис. 8.

    Фляга с руническим письмом.

     
           

    Последствия унизительного мира подорвали авторитет кагана. Воспользовавшись этим, булгарская знать, формально признавая его династические права, сохраняя за ним престол, фактически отстранила его от власти. От имени кагана издавались указы, но правил страной единолично  хакан-бек. 

    Другим последствием унизительного мира для хакана был навязанный его стране ислам. Он стремительно распространялся среди населения Хазарии. По сообщению ибн-Фадлана менее чем за век в столице Хазарии его исповедовало половина жителей города. Очевидно, чтобы как-то противостоят «общественным устремлениям» своих подданных, с которым было связано его унижение, и обрести прежнюю власть, хакан принял иудаизм. Этот шаг имел для каганата роковые последствия. Поддержка богатых еврейских торговцев обеспечила ему независимость, но перераспределение ролей в руководстве государством, устранение  от власти вооруженной булгарской и аланской аристократии вызвало междоусобную войну.

    Вероятно, для покоренных народов и недовольных ислам стал знаменем борьбы против этой власти. Известно, что война была ожесточенной. Хазары не щадили свой народ. Они разрушили не только замки своих противников из числа аристократов на Нижнем Дону, но и окружающие их аулы. Образно говоря, разоряли ненавистные им «гнезда». Один из замков, располагавшийся на неприступном холме с крутыми склонами (его вероятное название Саркел) был взят штурмом, а его жители заживо сожжены. Это были, вероятнее всего, переселенцы из Беленджера. Новый город, отстроенный на противоположной стороне Нижнего Дона из красного кирпича, хазары назвали старым именем. 

    И тогда люди стали покидать насиженные места в поисках новых, более спокойных мест обитания. Таким регионом оказалась Средняя Волга. Здесь ибн-Фадлан и другие увидели народ баранджар, савир (сувар), булгар, берсул (барсил). Но при внимательном рассмотрении этот перечень народов каганата, кажется, не полным, в ней явно не хватает алан, а они были довольно многочисленны. Но есть народ эскель (в передаче ибн-Фадлана). И это имя удивительно точно совпадает с топонимом «Оскол» («Аскал»). Возможно, это и есть самоназвание какой то части аланских асов или донских алан, переселившихся на новые места вместе с булгарами. В пользу такого сопоставления говорит топонимика Татарстана. От народов берсул (барсил), сувар  так же ничего кроме топонимов история не сохранила.

    Примечание.

    1. Топонимика бассейна Дона многими выводится от этнонима асов,  народом от алан. Это «оскол» или по произношению того времени «аскал». Этот этнонимом донских алан в виде «ас» известен по персидским источникам эпохи монголо-татарского завоевания. С. Плетнева в своей книге «Половцы» говорит, что в перечне народов асы упоминаются отдельно от кавказских алан, но рядом с русским и булгарами. В татарском, как известно звук «а» дает «э», как в слове «нафта»-«нефть», то есть «аскал-эскель».  

    Что касается перехода звука «а» в «о», то это произошло не раньше  XIII - XIV веков. Тогда река Дан приобрела современное звучание Дон.

    2. От  древних алан, ушедших на Запад, в Каталонии (Испания) остался топоним Барселона (выделено мной).  

    Потомки средневековых алан или асы и сегодня выделяются среди татар своей яркой кавказской наружностью. Татарин, представленный на иллюстрации 66 один из них.  

    Примечание: после публикации на сайте tatarica.yuldash.com Живко Гочев Войников из Болгарии сообщил, что среди алан Северного Кавказа по данным арабских путешественников было племя «аскал», «ашкал» 





    ← назад   ↑ наверх